Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.06.2016 N Ф06-8949/2016 по делу N А57-16340/2015
Требование: О признании незаконным отказа органа по управлению государственным имуществом в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок превышает площадь объектов недвижимого имущества, находящихся на данном земельном участке.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что представления заявителем сообщения, содержащего перечень всех зданий и сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, не требовалось, так как соответствующие сведения содержались в самом заявлении и приложенных к нему документах.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. в„– Ф06-8949/2016

Дело в„– А57-16340/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Чистякова А.Ю. (доверенность от 16.09.2014),
заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью "БИГ-Групп" - Чистякова А.Ю. (доверенность от 30.05.2016),
индивидуального предпринимателя Беляева А.В. - Чистякова А.Ю. (доверенность от 18.01.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Спиро Анастасии Евгеньевны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.01.2016 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу в„– А57-16340/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Спиро Анастасии Евгеньевны, г. Пермь (ИНН <...>, ОГРНИП <...>), заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6454101145, ОГРН 1106454003028), общество с ограниченной ответственностью "Биг-Групп", г. Пермь (ИНН 5905271599, ОГРН 1095905003787), общество с ограниченной ответственностью "Сар-Эско", г. Саратов (ИНН 6453061203, ОГРН 1026403051069), закрытое акционерное общество "Стальконструкция", г. Саратов (ИНН 6453003032, ОГРН 1026403042159), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление в„– 503 при Федеральном агентстве специального строительства", г. Саратов (ИНН 6453054100, ОГРН 1026403047780), Беляев Алексей Владимирович, г. Пермь, Полянский Алексей Михайлович, г. Саратов, Арутюнян Григор Акопович, г. Саратов, Смирнов Алексей Васильевич, г. Саратов, о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 17.06.2015 в„– 02-4807, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 3236 кв. м с кадастровым номером 64:48:040808:8, об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области подготовить и направить ИП Спиро А.Е. проект договора аренды земельного участка, площадью 3236 кв. м с кадастровым номером 64:48:040808:8,

установил:

индивидуальный предприниматель Спиро Анастасия Евгеньевна (далее - ИП Спиро А.Е., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества по Саратовской области), выраженного в письме от 17.06.2015 в„– 02-4807, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 3236 кв. м с кадастровым номером 64:48:040808:8, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Международная, д. 2а; об обязании ТУ Росимущества по Саратовской области подготовить и направить ИП Спиро А.Е. проект договора аренды земельного участка, площадью 3236 кв. м с кадастровым номером 64:48:040808:8, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Международная, д. 2а.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.01.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016, в удовлетворении заявленных требований ИП Спиро А.Е. отказано.
ИП Спиро А.Е. обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель сторон поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Спиро А.Е. на основании договора купли-продажи от 23.05.2014 является собственником 2-х этажного нежилого здания, площадью 526,5 кв. м, инв. в„– 64552, лит. Г, кадастровый номер: 64:48:040812:2004, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 2А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 64-АД 383555 (том 1, л.д. 15).
14 мая 2015 года ИП Спиро А.Е. и общество с ограниченной ответственностью "Биг-Групп" (далее - ООО "Биг-Групп") обратились в ТУ Росимущества по Саратовской области с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 3236 кв. м, кадастровый номер 64:48:040808:8, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителям на праве собственности (том 1, л.д. 101 - 102).
На дату обращения в ТУ Росимущества по Саратовской области ООО "Биг-Групп" являлось собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 64:48:040808:316, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 2А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 64-АД 138014 (том 1, л.д. 16).
Письмом от 17.06.2015 в„– 02-4807 ТУ Росимущества по Саратовской области отказало в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка на основании того, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:040808:8 не может быть предоставлен в аренду, поскольку испрашиваемый земельный участок превышает площадь объектов недвижимого имущества, находящегося на данном земельном участке (том 1, л.д. 11).
Заявителю указано на необходимость представления обоснования площади испрашиваемого земельного участка, оформленного в виде расчета предельной площади, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости.
Считая данный отказ ТУ Росимущества по Саратовской области незаконным, ИП Спиро А.Е. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявители в нарушение установленного порядка предоставления документов для передачи земельного участка в аренду, установленного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 в„– 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", вместе с заявлением не представили сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; при этом земельный участок с кадастровым номером 64:48:040808:08 является делимым, поскольку на нем располагаются самостоятельные объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности разным лицам.
Апелляционный суд пришел к выводу, что отказ в предоставлении земельного участка, по указанным ТУ Росимущества по Саратовской области в письме от 17.06.2015 в„– 02-4807 основаниям, нельзя признать правомерным, поскольку действующее земельное законодательство не содержит требований об обязательном разделе земельного участка в целях предоставления земельного участка в аренду исключительно под объектом недвижимости заявителя. Кроме того, вывод суда о делимости земельного участка документально не подтвержден.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции о непредставлении заявителем сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно положениям частей 6, 9 статьи 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Такой договор заключается с лицами, подписавшими этот договор и представившими его в уполномоченный орган в установленный срок, с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.
Далее частями 7, 8 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрены последствия для случаев, когда не все правообладатели выразили своего волеизъявления на заключение договора аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. В случае передачи в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, занятого зданием, сооружением, которые принадлежат нескольким лицам или помещения в которых принадлежат нескольким лицам, с заявлением о государственной регистрации договора аренды такого земельного участка может обратиться одно из лиц, выступающих на стороне арендатора, или арендодатель.
Таким образом, действующее земельное законодательство прямо предусматривает возможность заключения договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора по заявлению одного из сособственников объекта недвижимости. При этом требований об обязательном представлении таким лицом информации об остальных сособственниках этого объекта приведенные выше нормы права не содержат.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 ЗК РФ. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если такие документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 2). В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3). В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статье 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка (аренды или безвозмездного пользования) в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 в„– 1 (зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2015 в„– 36258).
В пункте 6 Перечня приведены документы, предоставляемые собственником объекта недвижимости при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов. К ним, в частности, относятся: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех объектов, расположенных на испрашиваемом участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Кадастровый паспорт земельного участка (кадастровая выписка), кадастровый паспорт объекта, расположенного на участке, выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый участок и расположенных на нем объектов (уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений), а также выписка из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, запрашиваются уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с данным приказом заявитель вправе представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок документы и информацию, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (пункт 3).
Судами не принято во внимание, что требования к сообщению, содержащему перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, нормативно (в том числе приказом от 12.01.2015 в„– 1) не установлены. В письме Минэкономразвития России от 23.12.2011 в„– Д23-52-88 разъяснялось (применительно к ранее действовавшему приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 в„– 475), что такое сообщение может быть написано заинтересованным лицом в свободной форме, следуя правилам и обычаям делового оборота.
По утверждению заявителя, заявление Спиро А.Е. от 14.05.2015 о предоставлении земельного участка в аренду составлено по форме, являющейся приложением в„– 3 приказа Минэкономразвития России от 03.10.2013 в„– 569 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, в аренду, безвозмездное срочное пользование или постоянное (бессрочное) пользование" (далее - Регламент).
В пункте 2.1. указанной формы заявления содержится перечень объектов недвижимости, находящихся на земельном участке.
Как усматривается из материалов дела, пункт 2.1. был заполнен заявителями, перечислены объекты недвижимости, которые были известны заявителям с приложением документов, подтверждающих права заявителей на спорные объекты и их характеристики. В заявлении также указано, что на земельном участке присутствуют объекты недвижимости, находящиеся в пользовании других лиц.
Данные обстоятельства свидетельствуют о выполнении заявителем требований закона о сообщении уполномоченному органу информации об объекте, находящемся на испрашиваемом земельном участке.
Судами также не принято во внимание положения пункта 3 приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 в„– 1, в соответствии с которым указанные в пункте 6 Перечня документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Кроме того, в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ, пункта 3 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 в„– 1, статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" документы, содержащие перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, подлежали получению ответчиком у органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в порядке межведомственного взаимодействия.
Следует также учесть, что в целях приведения нормативной правовой базы Минэкономразвития России в соответствие с законодательством Российской Федерации Министерством был издан приказ от 10.02.2016 в„– 55 о внесении изменений в приказ в„– 1 от 12.01.2015, согласно которому в абзаце третьем слова "их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров" заменены словами "кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю". Соответствующие сведения содержались в самом заявлении и приложенных к нему свидетельствах о государственной регистрации права собственности, техническом и кадастровом паспортах объектов недвижимости. Необходимость в представлении такого сообщения в виде отдельного документа у заявителя отсутствовала.
С учетом изложенного сделанные судами выводы о законности оспариваемого отказа территориального управления в предоставлении земельного участка в аренду не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ служит основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, с учетом положений земельного законодательства проверить доводы заявителя, установить и исследовать все существенные для рассмотрения настоящего дела обстоятельства, после чего разрешить заявленные требования с правильным применением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.01.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу в„– А57-16340/2015 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------