По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.07.2016 N Ф06-9958/2016 по делу N А72-9760/2015
Требование: О взыскании платы за услуги водоснабжения и водоотведения, при недостаточности денежных средств у ответчика - в порядке субсидиарной ответственности с собственника его имущества.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик в спорный период ненадлежащим образом исполнял обязательство по оплате оказанных истцом услуг.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку расчет заявленной к взысканию платы исправлен на основании показаний приборов учета ответчика; при недостаточности у ответчика денежных средств взыскание следует произвести в порядке субсидиарной ответственности с собственника его имущества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. в„– Ф06-9958/2016
Дело в„– А72-9760/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
ответчика - Хамидишиной Д.З., по доверенности от 21.03.2016 в„– 17/ТО21-92,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ульяновский областной водоканал"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2015 (судья Чудинова В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 (председательствующий судья Буртасова О.И., судьи Балашева В.Т., Кузнецов С.А.)
по делу в„– А72-9760/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ульяновский областной водоканал", г. Димитровград Ульяновской области к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония в„– 3 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", г. Димитровград Ульяновской области, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, г. Москва с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица муниципального унитарного предприятия "Гортепло", г. Димитровград Ульяновской области о взыскании 1 026 234 руб. 29 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ульяновский областной водоканал" (далее - ООО "Ульяновский областной водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония в„– 3 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (далее - ФКУ ИК в„– 3, колония) и к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) о взыскании платы за услуги водоснабжения и водоотведения в размере 513 712,52 рублей, а при недостаточности денежных средств у Федерального казенного учреждения "Исправительная колония в„– 3 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" взыскивать указанную сумму в субсидиарном порядке с собственника имущества - Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета Федеральной службы исполнения наказаний.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Гортепло" (далее - МУП "Гортепло").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016, исковые требования удовлетворены частично. С ФКУ ИК в„– 3 (при недостаточности денежных средств у Федерального казенного учреждения "Исправительная колония в„– 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации) в пользу ООО "Ульяновский областной водоканал" взыскано 360 251,94 рублей основного долга и 8165 рублей расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на необоснованность выводов судов обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Отзывы на кассационную жалобу суду не представлены.
Представитель ответчика в судебном заседании просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, предметом рассматриваемого иска является взыскание истцом с ответчика задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за период с 01.05.2015 по 30.06.2015 в общей сумме 1 026 234,29 рублей: май - 513 712,52 рублей, июнь - 512 521,77 рублей.
По расчету истца объем водоотведения ответчика равен объему водоснабжения и составляет в мае - 22 865 куб. м, в июне - 22 812 куб. м.
По мнению ответчика, из указанных истцом объемов необходимо исключать объемы, приходящиеся для нужд котельной МУП "Гортепло".
Арбитражным судом Ульяновской области рассмотрена серия дел о взыскании с ФКУ ИК-3 задолженности по водоснабжению и водоотведению в пользу ООО "Ульяновский областной водоканал" где суды (которые поддерживали позицию истца) исходили из того, что МУП "Гортепло" по отношению к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония в„– 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" является субабонентом, осуществляющим водопотребление и водоотведение через сети ФКУ ИК-3.
В рассматриваемом случае нижестоящими судами учтены изменения в законодательстве в сфере водоснабжения, в частности, изменение понятия "абонент", появление понятия "транзитной организации", а также принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.09.2015 по делу в„– А72-2694/2015 и установление тарифов на транспортировку воды для ФКУ ИК в„– 3.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ФКУ ИК в„– 3 владеет на праве оперативного управления нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Димитровград, ул. Осипенко, 22, водоснабжение и водоотведение которых производится через сети ООО "Ульяновскоблводоканал", оказывающего услуги по холодному водоснабжению и водоотведению потребителям на территории МО "город Димитровград".
На территории ФКУ ИК в„– 3 расположена котельная, с использованием которой осуществляется производство тепловой энергии и горячей воды для обеспечения жилых домов и иных объектов города Димитровграда.
С 2011 года здание котельной использовало в своей производственной деятельности Димитровградское муниципальное унитарное предприятие котельных и тепловых сетей, а впоследствии - МУП "Гортепло".
Постановлением Администрации города Димитровграда от 02.11.2011 в„– 4181 данный объект (здание котельной) был включен в реестр муниципального имущества. Впоследствии данный объект был закреплен за МУП "Гортепло" на праве хозяйственного ведения, 24.10.2012 была произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения на здание котельной за МУП "Гортепло".
Здание котельной присоединено к трубопроводу водоснабжения и водоотведения ФКУ ИК-3, так как котельная не имеет энергопринимающего устройства, присоединенного непосредственно к сетям ООО "Ульяновский областной водоканал". Услуги по водоснабжению, водоотведению котельной оказываются через сети ФКУ ИК-3.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Следовательно, для возникновения отношений по ресурсоснабжению необходимо наличие присоединенной сети к сетям ресурсоснабжающей организации, произведенное в установленном порядке, при этом указанное присоединение может быть как непосредственным, так и опосредованным (через сети третьих лиц либо бесхозяйные сети).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон в„– 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу пункта 15 статьи 2 Федерального закона в„– 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, вступившие в силу с 14.08.2013, которые регулируют отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой) воды из централизованной системы холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Как установлено решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.09.2015 по делу в„– А72-2694/2015 и материалами настоящего дела, ресурсоснабжающей организацией по холодному водоснабжению и водоотведению и в отношении ФКУ ИК-3 и в отношении ответчика МУП "Гортепло" является ООО "Ульяновский областной водоканал".
Доводы истца о том, что абонентом истца является только колония, имеющая непосредственное присоединение к сетям истца, о невозможности опосредованного подключения к сетям истца, в связи с чем МУП "Гортепло", по сути, является субабонентом колонии, противоречат статье 11 Федерального закона в„– 416-ФЗ.
Понятие абонента, приведенное в пункте 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 в„– 167, не соответствует аналогичному понятию, приведенному в статье 2 Федерального закона в„– 416-ФЗ.
Нормы пункта 1 рассматриваемой статьи регламентируют понятие абонента в качестве физического (юридического) лица, заключившего или обязанного заключить 3 категории договоров: договор горячего (холодного) водоснабжения (обозначен в статье 13 Закона); договор водоотведения (обозначен в статье 14 Закона); единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (обозначен в статье 15 Закона).
В действующем законодательстве в сфере водоснабжения, водоотведения в рассматриваемый период отсутствует понятие "субабонент".
Правилами в„– 644 введено понятие "транзитная организация" - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
Согласно статье 16 Федерального закона в„– 416-ФЗ по договору по транспортировке горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Оплата услуг по транспортировке воды осуществляется по тарифам на транспортировку воды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона в„– 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей. В соответствии с подпунктом "р" пункта 35 Правил в„– 644 абонент обязан предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (технологического присоединения) к водопроводным и (или) канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим на законном основании абоненту, только при наличии согласования с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, транспортировка воды (сточных вод) является перемещением воды (сточных вод), осуществляемым с использованием водопроводных (канализационных) сетей и возможна только в случае присоединения прямого или опосредованного (через другие транзитные организации) к сетям собственника или иного законного владельца прочих абонентов.
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 09.12.2014 в„– 06-738 на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 установлен тариф на транспортировку воды для ФКУ ИК-3 на территории муниципального образования "город Димитровград" Ульяновской области.
Исходя из изложенного, МУП "Гортепло", получающее холодную воду, несмотря на отсутствие непосредственного присоединения к сетям истца, должно является его фактическим абонентом, пока не доказано, что услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались МУП "Гортепло" иными, отличными от истца, организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, нижестоящие суды пришли к обоснованному выводу о том, ФКУ ИК-3 и МУП "Гортепло" являются самостоятельными абонентами истца, каждый из которых несет обязательства по оплате потребленного им количества воды и оказанной ему услуги водоотведения.
В связи с отказом истца о привлечении по делу соответчиком МУП "Гортепло", нижестоящие суды пришли к правомерному выводу о необходимости определения объема водоснабжения, потребленного именно ответчиком, за вычетом объема ХВС, полученного МУП "Гортепло", и объема услуги водоотведения, оказанной только ответчику.
Согласно показаниям приборов учета на ХПВ, установленных на границе балансовой принадлежности сетей истца и ответчика, а также ответчика и третьего лица, объем водоснабжения, потребленного ответчиком в мае - июне 2015, составил 14 540 куб. м, стоимость составила 168 998,42 рублей, исходя из тарифа, указанного истцом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона в„– 416-ФЗ в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 в„– 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод (далее - Правила в„– 776) согласно пункту 23 которых при отсутствии у абонента прибора учета сточных вод или неисправности счетчика объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения.
Поскольку в рассматриваемый период у ответчика отсутствовали приборы учета сточных вод, водоотведения объем ХВС 14 540 куб. м принят также для расчета объема водоотведения в спорный период.
Кроме того, истец является получателем тепловой энергии и горячей воды, поставляемой ответчику третьим лицом - МУП "Гортепло", объем которой (ГВС) также необходимо учитывать для полного определения объема водоотведения ответчика.
Приборы учета ГВС в рассматриваемый период у колонии, третьего лица также отсутствовали.
Согласно представленным госконтрактам на поставку тепловой энергии, заключенным между колонией и МУП "Гортепло", при отсутствии прибора учета количество потребленной тепловой энергии и горячей воды определяется расчетным путем.
Поскольку используемый сторонами расчетный метод определения количества потребленной тепловой энергии и горячей воды, указанный в госконтрактах в соответствии с Методикой в„– 105 от 06.05.2000, утратил свою силу, расчеты произведены по Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.2014 в„– 99/пр, согласно которым количество потребленной теплоэнергии и горячей воды в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 составил 16 572,48 куб. м.
Согласно расчету МУП "Гортепло", пояснениям третьего лица объем ГВС определен с учетом нагрузки на ГВС 11,32 куб./час, указанной ответчиком в заявке на заключение госконтракта в 2013 году. Однако указанная заявка не имеет отношение к заключенным госконтрактам 2015 года и к рассматриваемому периоду.
Объем ХВС ответчика составил 14 540 куб. м, тогда как объем ГВС по расчету третьего лица составил 16 572,48 куб. м. Кроме того, само МУП "Гортепло" в рассматриваемый период получило объем ХВС 31 137 куб. м, и реализовало ГВС, по сведениям МУП "Гортепло", 32 210,25 куб. м жилой части города Димитровград, и колонии.
Исходя из изложенного, рассчитанный третьим лицом объем ГВС, полученный только колонией (16 572,48 куб. м), не может быть признан бесспорным и достоверным.
Стороны по делу в порядке статьи 70 АПК РФ пришли к соглашению, что объем ГВС, поставленный МУП "Гортепло" в адрес колонии в период с 01.01.2015 по 30.06.2015, составил 3096,48 куб. м.
Общий объем оказанной истцом ответчику услуги водоотведения составил 17 636,48 куб. м (14 540 куб. м (ХВС) + 3 096,48 куб. м (ГВС)), стоимость услуги - 191 253,52 руб., исходя из тарифа, указанного истцом. Соответственно, общая стоимость оказанной истцом ответчику услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.05.2015 по 30.06.2015 составила 360 251,94 рублей.
Принадлежащая МУП "Гортепло" котельная, находящаяся на территории колонии, осуществляет производство тепловой энергии и горячей воды для обеспечения жилых домов и иных объектов города Димитровграда.
Холодная вода, поступающая в котельную, используется в производстве тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения. На котельной МУП "Гортепло" используется двухтрубная закрытая система горячего водоснабжения с водоподогревателями, при которой водопроводная вода, поступающая в котельную через сети водоснабжения истца, подогревается в теплообменниках, после чего поступает в наружную систему ГВС, доставляется потребителям, и циркулирует в данной системе. Поскольку у потребителей осуществляется постоянный водозабор, то в систему постоянно поступает подпиточная вода, которая предварительно подогревается в теплообменниках.
Таким образом, подготовленная в котельной горячая вода в систему водоотведения здания котельной не возвращается, водоотведение осуществляется потребителями - абонентами ответчика, которые заключают соответствующие договоры на водоотведение с ООО "Ульяновский областной водоканал".
В систему канализации здания котельной с последующей передачей сточных вод в систему канализации ФКУ ИК-3 поступает лишь вода, используемая на хозяйственно-бытовые нужды котельной и для промывки фильтров.
Исходя из изложенного, позиция истца, согласно которой объем водоотведения ответчика является равным объему водопотребления, включающему объем ХВС для колонии и для МУП "Гортепло" (май - 22 865 куб. м, июнь - 22 812 куб. м), является необоснованной, поскольку в таком случае на стороне истца возникнет неосновательное обогащение в виде получение платы за услуги водоотведения как от колонии, так и от управляющих компаний жилых домов города Димитровграда.
Следовательно, плату за водоотведение в объеме ГВС той жилой части города Димитровграда, горячее водоснабжение которых осуществляет ответчик, ООО "Ульяновский областной водоканал" получил дважды - и от истца, и от управляющих компаний.
С учетом вышеизложенного, нижестоящие суды правомерно удовлетворили исковые требования частично - в сумме 360 251,94 рублей; в остальной части - оставили иск без удовлетворения.Требование истца о взыскании при недостаточности денежных средств у основного должника - с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в порядке субсидиарной ответственности обосновано удовлетворено судами, руководствуясь пунктами 2, 3, 4 - 6 статьи 123.21 ГК РФ
При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, в силу статей 123.22, 214 ГК РФ Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний несет субсидиарную ответственность по обязательствам колонии.
При вынесении судебных актов суды предыдущих инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов по делу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по делу в„– А72-9760/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ульяновский областной водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
А.А.ХАЙБУЛОВ
------------------------------------------------------------------