Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2016 N Ф06-11893/2016 по делу N А55-20939/2015
Требование: О признании незаконным сообщения регистрирующего органа об отказе во внесении изменений в реестр и в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, обязании осуществить внесение изменений в реестр в части установления площади объекта недвижимости.
Обстоятельства: Отказ мотивирован невозможностью осуществления учета изменений и проведения регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости, переданный из муниципальной собственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку реестр не содержит записи о праве собственности муниципального образования городского округа на рассматриваемый объект недвижимого имущества с указанными характеристиками.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. в„– Ф06-11893/2016

Дело в„– А55-20939/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2016 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-20939/2015
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными отказа, с участием третьих лиц: Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах, г. Самара, Департамента управления имущества г.о. Самара, Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, администрации г.о. Самара, г. Самара,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - теруправление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) о признании незаконным сообщение об отказе по внесению изменений в реестр от 26.05.2015 в„– 01/704/2015-330, признании незаконным сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 26.05.2015 в„– 01/704/2015-333, обязании осуществить внесение изменений в реестр в части установления площади объекта недвижимости - нежилое помещение, имеющее кадастровый номер 63:01:0236005:0:1/2 (1 этаж: комнаты в„– 1 - 42), расположенного по адресу: г. Самара, пр. Металлургов, д. 10, внутренняя литера Т, в размере 522,00 кв. м, регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - нежилое помещение, с кадастровым номером 63:01:0236005:0:1/2, общей площадью 522,00 кв. м (1 этаж: комнаты в„– 1 - 42), расположенный по адресу: г. Самара, пр. Металлургов, д. 10, внутренняя литера Т.
Определением Арбитражного суда Самарской области, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах (далее - Пенсионный фонд), Департамент управления имущества городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, администрация городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016, в удовлетворении требований отказано.
Теруправление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости - нежилое помещение, общей площадью 522,00 кв. м (1 этаж: комнаты в„– 1 - 42), расположенный по адресу: г. Самара, пр. Металлургов, д. 10, внутренняя литера Т, являясь муниципальной собственностью городского округа Самара, был передан в безвозмездное временное пользование пенсионному фонду на основании договора от 07.10.2002 в„– 000185л.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 29.08.2008 в„– 15-07-06/36787 вышеуказанный объект недвижимости состоял в реестре муниципального имущества городского округа Самара на основании постановления Губернатора Самарской области от 29.05.2000 в„– 166, имел реестровый номер - 012858.
Распоряжением теруправления от 16.03.2009 в„– 522-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну городского округа Самара, в федеральную собственность" спорное имущество передано в федеральную собственность, что подтверждается актом приема-передачи от 12.05.2009.
Приказом Департамента управления имущества городского округа Самара от 05.08.2009 в„– 2402 объект недвижимости исключен из реестра муниципального имущества городского округа Самара, переданного в федеральную собственность.
Письмом Департамента управления имущества городского округа Самара от 08.10.2009 в„– 15-07-04/75107 объект недвижимости передан в федеральную собственность на основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 05.08.2009 в„– 2402 "Об исключении из реестра муниципального имущества городского округа Самара имущества, переданного в федеральную собственность".
Действиями органов государственного управления и органов местного самоуправления, объект недвижимости передан пенсионному фонду и внесен в реестр федерального имущества, о чем свидетельствует выписка от 06.04.2010 в„– 26/189.
При государственной регистрации был установлен факт расхождения площадей названного объекта.
Согласно письму Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.09.2007 в„– Д05-01-01/-6935-0-1 разрешение на реконструкцию и ввод в эксплуатацию не требуется. Проект реконструкции "входа" согласован с комитетом градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара.
Строительные мероприятия согласованы с ФГУЗ "ЦГиЭ" в Самарской области (Экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от 17.05.2007 в„– 282, письмо ФГУЗ "ЦГиЭ" в Самарской области от 17.05.2007 в„– 304).
В результате проведенной реконструкции общая площадь нежилых помещений стала составлять 522,00 кв. м.
Вышеуказанный объект недвижимости прошел процедуру кадастрового учета, присвоен кадастровый номер 63:01:0236005:0:1/2, о чем свидетельствует выданный кадастровый паспорт от 23.11.2009, где площадь объекта указана равной 522,00 кв. м.
Органами технической инвентаризации осуществлен технический учет объекта недвижимости, выдан технический паспорт от 14.03.2008, который имеет также оттиск ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 05.09.2003 о проводимой перепланировке.
Теруправление и муниципальное образование городского округа города Самары, полагая, что в сведениях реестра сохранилась неактуальная на настоящее время запись о том, что объект недвижимости имеет площадь равную 537,10 кв. м, для последующей регистрации права собственности Российской Федерации, 14.04.2015 обратились в управление с заявлением об учете изменений в сведениях реестра в части указания площади на объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0236005:0:1/2, для приведения в соответствие сведений реестра и сведений кадастрового учета, а также с заявлением о государственной регистрации перехода право собственности на указанный объект недвижимости.
Управление оспариваемыми отказами от 26.05.2015 в„– 01/704/2015-330, от 26.05.2015 в„– 01/704/2015-333 сообщило о невозможности осуществления учета изменений и проведения регистрации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения теруправления в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 данной нормы Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона в„– 122, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со статьями 9, 13 Закона в„– 122 регистрирующий орган проводит правовую экспертизу документов, представленных на регистрацию права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами. Правовая экспертиза регистрирующего органа сводится к проверке представленных на регистрацию документов на предмет их полноты и соответствия требований Закона о регистрации. При проведении правовой экспертизы в порядке внутриведомственного взаимодействия регистрирующим органом установлено, что в отношении заявленного к регистрации объекта недвижимости проведена реконструкция, в ходе которой было разобрано крыльцо входа в нежилое помещение и возведено новое с дополнительным пандусом въезда на погрузо-разгрузочную площадку.
Право на строительные изменения объекта и порядок ввода в эксплуатацию объектов, законченных строительством и реконструкцией, определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации, положениями СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов. Основные положения", а также Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 в„– 61.
В соответствии со статьей 21 Правил застройки и землепользования в городе Самара, право на строительные изменения недвижимости может быть реализовано только после получения документа, подтверждающего права заявителя на земельный участок. Пунктом 4.17 СНиП 3.01.04-87 предусмотрено, что заказчик при предоставлении материалов государственным приемочным комиссиям должен подтвердить свое право на земельный участок, представив государственной приемочной комиссии документы об отводе земельного участка.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Судами двух инстанций установлено, что ранее не было зарегистрировано право заявителя на указанный земельный участок, заявитель также не представил на регистрацию правоустанавливающие документы, подтверждающие предоставление земельного участка для строительства.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 в„– 12-п указано, что законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Таким образом, муниципальное образование являлось, а в последующем, в результате передачи - Российская Федерация является собственником доли в общей долевой собственности земельного участка под многоквартирным жилым домом, поскольку является собственником помещений в таком объекте недвижимости.
Однако суды установили, что были изменены размеры крыльца, и, соответственно, занимаемая им площадь и конфигурация земельного участка. В результате реконструкции пандус стал занимать новый земельный участок площадью 7,93 кв. м, который не входил в земельный участок, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная реконструкция произведена после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, а также Закона в„– 122.
Однако документы, подтверждающие права муниципального образования на земельный участок, расположенный под вновь возведенным крыльцом, на государственную регистрацию представлены не были.
Документы, подтверждающие, что земельный участок под указанным домом сформирован и таким образом у собственников помещений многоквартирного дома возникло право общей долевой собственности в отношении земельного участка, на государственную регистрацию представлены не были, как не были представлены и документы, свидетельствующие о том, что при реконструкции крыльца заявитель не вышел за границы такого земельного участка.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлено распоряжение теруправления от 16.03.2009 в„– 522-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну городского округа Самара, в федеральную собственность", в соответствии с которым в федеральную собственность принимается нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пр. Металлургов, д. 10 общей площадью 522,0 кв. м, находящееся в муниципальной собственности.
При этом реестр не содержит запись о праве собственности муниципального образования городского округа Самара на объект недвижимого имущества с указанными характеристиками.
В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязательная регистрация права собственности на недвижимые вещи и перехода права собственности.
Поскольку указанные положения закона не были выполнены, суды двух инстанций правомерно отказали в удовлетворении требований теруправления.
Кассационная жалоба повторяет позицию теруправления в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 по делу в„– А55-20939/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН


------------------------------------------------------------------