По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2016 N Ф06-12009/2016 по делу N А12-54365/2015
Требование: О взыскании использованных не по целевому назначению средств на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения.
Обстоятельства: Орган по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения указал, что указанные лица пребывали на стационарном лечении и не пользовались услугами по проживанию и питанию, спорная сумма получена органом местного самоуправления необоснованно.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка размеру предъявленных требований, не устанавливался размер денежных средств, приходящихся на данных лиц в период их пребывания на лечении.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. в„– Ф06-12009/2016
Дело в„– А12-54365/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Хакимова И.А., Топорова А.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2016 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Александрова Л.Б., Веряскина С.Г.)
по делу в„– А12-54365/2015
по исковому заявлению Комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области к Палласовскому муниципальному району Волгоградской области в лице администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области, Волгоградская область, г. Палласовка, о взыскании использованных не по целевому назначению и не по адресному назначению межбюджетных трансфертов, с участием в деле в качестве третье лиц общества с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь", Волгоградская область, г. Палласовка, индивидуального предпринимателя Изюмниковой Ольги Павловны, Волгоградская область, г. Палласовка, Комитета финансов Волгоградской области, г. Волгоград, государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Палласовская центральная районная больница", Волгоградская область, г. Палласовка, государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический перинатальный центр в„– 1 им Л.И. Ушаковой", Волгоградская область, г. Волжский,
установил:
Комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Палласовскому муниципальному району Волгоградской области в лице администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) о взыскании из бюджета муниципального образования в бюджет Волгоградской области 18 400 руб. использованных не по целевому назначению и не по адресному назначению межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Волгоградской области.
Исковое заявление мотивировано отсутствием доказательств использования по целевому и адресному назначению полученных из областного бюджета денежных средств.
Определением от 30.11.2015 исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Данным же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь", индивидуальный предприниматель Изюмникова Ольга Павловна, Комитет финансов Волгоградской области.
Комитет финансов Волгоградской области в пояснениях по делу указал на правомерность обращения Комитета в суд с учетом выявленных нарушения использования бюджетных средств.
Администрация в отзыве на исковое заявление просила отказать в удовлетворении требований, поскольку условия предоставления субсидии выполнены, полученная субсидия использована на предусмотренные цели.
Определением от 28.12.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
ООО "Красный Октябрь" в пояснениях указало, что обеспечивало питание граждан, вынужденно покинувших Украину, в случае болезни, питание выдавалось членам семьи.
Определением от 19.01.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Палласовская центральная районная больница" и государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Волгоградский областной клинический перинатальный центр в„– 1 им Л.И. Ушаковой".
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Волгоградский областной клинический перинатальный центр в„– 1 им. Л.И. Ушаковой" в представленных сведениях подтвердило нахождение Лятовской Евгении Викторовны на стационарном лечении с 22.09.2014 по 14.10.2014.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано недоказанностью Комитетом получения и использования Администрацией денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 решение суда первой инстанции от 11.02.2016 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Комитет обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и удовлетворить исковые требования.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Комитет ссылается на нарушение судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судом фактическим обстоятельствам дела. Судебными инстанциями, по мнению заявителя кассационной жалобы, не учтено следующее: предоставление заявления о выбытии гражданина не предусмотрено нормативными актами, отсутствие гражданки в пункте временного размещения подтверждено материалами дела, со стороны Администрации отсутствовал контроль за пунктами временного размещения, Администрацией предоставлялись недостоверные сведения о пребывании граждан в пунктах временного размещения, Администрацией не доказано использование полученных средств на проживание и питание гражданки.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просила оставить судебные акты без изменения, поскольку изложенные в кассационной жалобе доводы аналогичны ранее заявленным, всем доводам дана надлежащая оценка судебными инстанциями.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Комитета, отзыва Администрации на кассационную жалобу, судебная коллегия суда округа находит поданную по делу кассационную жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2014 в„– 369-п "Об обеспечении временного социально-бытового обустройства граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения на территории Волгоградской области" (далее - Постановление в„– 369-п) предусмотрено обеспечение временного социально-бытовое обустройства граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения на территории Волгоградской области, за счет средств областного бюджета, определены пункты временного размещения граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, развернутые на территории Волгоградской области.
В Приложении в„– 1 к указанному постановлению установлено, что на территории Палласовского муниципального района пунктом временного размещения беженцев из Украины является гостиница "Юбилейная" ИП Изюмниковой О.П.
Организация питания граждан Украины, вынужденно временно прибывших в Палласовский муниципальный район, осуществлялась в баре ООО "Красный Октябрь".
Постановлением Правительства Волгоградской области от 12.08.2014 в„– 445-п утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Волгоградской области (далее - Порядок).
Указанным порядком предусмотрено, что трансферты предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, которые определены постановлением Правительства Волгоградской области, на основании соглашений, заключенных между Комитетом и муниципальными образованиями о предоставлении трансфертов.
Условиями предоставления трансфертов являются наличие списков лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории муниципального образования, с указанием фактической продолжительности пребывания (дней), которые утверждены главой муниципального образования и согласованы с территориальным подразделением Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области по форме, установленной соглашением; наличие заявки муниципального образования на получение трансфертов по форме, установленной соглашением.
Муниципальные образования представляют отчеты об использовании средств в Комитет.
Трансферты носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Муниципальные образования несут ответственность за достоверность представляемых списков лиц и целевое расходование выделенных средств в установленном законодательством порядке.
Трансферты в случае их использования не по целевому назначению взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанных нормативных актов субъекта федерации 14.10.2014 между Комитетом и Администрацией заключено соглашение в„– 50 "О предоставлении из областного бюджета бюджету Палласовского муниципального района Волгоградской области иного межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения, источником финансового обеспечения которых являются средства резервного фонда Правительства Волгоградской области".
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения в„– 50 от 14.10.2014 Комитетом предоставляется иной межбюджетный трансферт на финансовое обеспечение мероприятий за период пребывания граждан, вынужденно покинувших Украину за период их пребывания с 02 по 29.09.2014 в размере 696 000 руб.
02.12.2014 между сторонами по делу так же заключено соглашение в„– 60 "О предоставлении из областного бюджета бюджету Палласовского муниципального района Волгоградской области иного межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения".
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения в„– 60 от 02.12.2014 Комитетом предоставляется иной межбюджетный трансферт на финансовое обеспечение мероприятий за период пребывания граждан, вынужденно покинувших Украину, в размере 487 200 руб.
В свою очередь между Администрацией и индивидуальным предпринимателем Изюмниковой О.П., а также между Администрацией и ООО "Красный октябрь" 12.08.2014 были заключены соответствующие соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с организацией проживания на территории Палласовского муниципального района беженцев с Украины и их питанием.
Из содержания указанных соглашений следует, что основанием для перечисления индивидуальному предпринимателю Изюмниковой О.П. субсидии на возмещение расходов, связанных с проживанием беженцев, является табель учета проживания граждан, который должен соответствовать списку лиц, временно покинувших территорию Украины и находящихся в пункте временного размещения. Основанием для предоставления ООО "Красный октябрь" субсидии на возмещение расходов, связанных с организацией питания беженцев, являются талоны на питание, которые оформляются Администрацией по списку лиц, временно покинувших территорию Украины и находящихся в пункте временного размещения.
В феврале 2015 года Комитетом финансов Волгоградской области проведена выездная проверка по вопросу целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с оказанием помощи гражданам Украины.
В ходе проверки было установлено, что Лятовская Евгения Викторовна, включенная в список лиц, временно покинувших территорию Украины и находящихся в пункте временного размещения на территории Палласовского муниципального района, в период с 22.09.2014 по 14.10.2014 находилась на стационарном лечении в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Волгоградский областной клинический перинатальный центр в„– 1 им. Л.И. Ушаковой".
Поскольку в вышеуказанный период Лятовская Е.В. не пользовалась услугами по проживанию и питанию, сумма в размере 17 600 руб. получена Администрацией района необоснованно, проверяющий орган 11.03.2015 вынес на имя председателя Комитета представление о принятии мер по взысканию в областной бюджет с Администрации, как с получателя средств, предоставившего недостоверные сведения, бюджетных средств в сумме 17600 руб.
Письма Комитета от 19.03.2015 в„– 32/05-746 и от 24.07.2015 в„– 32/05-2374 оставлены Администрацией без удовлетворения.
Невозврат Администрацией полученных из областного бюджета и использованных не по целевому и не по адресному назначению средств послужил основанием для обращения Комитета в суд с требованиями по настоящему делу о взыскании 18 400 руб., в том числе 6400 руб. по соглашению от 14.10.2014 в„– 50 и 12 000 руб. по соглашению от 02.12.2014 в„– 60.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения в„– 50 от 14.10.2014, в случаях и порядке, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Условием предоставления иных межбюджетных трансфертов в соответствии с соглашениями между Комитетом и Администрацией являются: наличие заявки о перечислении иного межбюджетного трансферта и наличие списков лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Волгоградской области.
Из буквального содержания пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случаях, когда денежные средства направлены на иные цели, нежели цели, установленные при получении средств.
Отклоняя доводы Комитета о нецелевом и не адресном использовании Администрацией полученных из областного бюджета средств, судебные инстанции исходили из того обстоятельства, что денежные средства правомерно затрачены Администрацией на проживание Лятовской Е.В., поскольку в период ее временного отсутствия в месте временного размещения номер в гостинице "Юбилейная" не освобождался, в номере находились ее вещи, а также проживал ее ребенок - Лятовская В.В. Лятовская Е.В. не выселялась из пункта временного размещения, что подтверждено табелем учета проживания граждан в пункте временного размещения. Заявления о выбытии из пункта временного размещения на имя начальника пункта временного размещения Изюмниковой О.П. от нее не поступало. Сведения в ООО "Красный Октябрь", оказывающее услуги по организации питания, представлялись на основании табеля учета проживания граждан в пункте временного размещения и согласно списку лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, утвержденному главой муниципального образования. Пища готовилась и талоны выдавались по количеству лиц, учтенных в списке.
При данных обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу, что Администрация посредством услуг индивидуального предпринимателя Изюмниковой и ООО "Красный Октябрь" организовала проживание и питание граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и временно находящихся на территории муниципального района, в том числе гражданки Украины Лятовской Е.В. Трансферты получены и использованы Администрацией в соответствии с условиями их предоставления.
В то же время, отказывая в удовлетворении требований Комитета, судебные инстанции не учли следующее.
Как указано выше, положениями статей 38 и 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетные ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств с соблюдением принципа адресности и целевого характера. Местным бюджетам иные межбюджетные трансферты могут быть предоставлены из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением 369-п предусмотрено предоставление трансфертов в целях финансового обеспечения мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения. Диспозиция указанного нормативного акта свидетельствует о направленности предоставления бюджетных средств в целях компенсации затрат по проживанию и питанию конкретных граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения.
О направленности бюджетных трансфертов на обеспечение мероприятий по обустройству конкретных лиц свидетельствует также порядок определения размера трансфертов, предусмотренный Порядком, согласно которому размер подлежащих предоставлению трансфертов подлежит определению исходя из конкретного количества лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения и фактической продолжительности пребывания данных лиц в пунктах временного размещения.
Судебными инстанциями в качестве основания к отказу в удовлетворении требований указано на фактическое не освобождение, несмотря на отсутствие, номера Лятовской Е.В. в пункте временного размещения, и проживание в данном номере ее дочери Лятовской В.В.
В то же время, фактическое отсутствие Лятовской Е.В. в пункте временного размещения в период с 22.09.2014 по 14.10.2014 подтверждено материалами дела. При этом, проживание и питание Лятовской Е.В., финансирование пребывания которой было включено в сумму трансферта, фактически было обеспечено в стационаре медицинского учреждения. Доказательства того обстоятельства, что за счет полученного Администрацией трансферта было профинансировано пребывание Лятовской Е.В. в медицинском учреждении в материалы дела не представлены.
Пребывание в номере пункта временного размещения Лятовской В.В., являющейся дочерью Лятовской Е.В., так же не может свидетельствовать о правомерности и обоснованности отнесения Администрацией полученных из областного бюджета средств на расходы по пребыванию Лятовской Е.В. в пункте временного размещения, поскольку получение и расходование средств трансфертов, как указано выше, поставлено в зависимость от количества конкретных граждан, находящихся в пункте временного размещения.
При этом судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что Лятовская В.В. является самостоятельным субъектом, включенным в список лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пункте временного размещения.
Фактическое отсутствие Лятовской Е.В. в спорный период в пункте временного размещения установлено и судебными инстанциями на основании представленных в материалы дела доказательств.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о предоставлении Администрацией, лицом, ответственным за составление предусмотренных нормативным актом списков граждан, недостоверных сведений о количестве лиц, финансирование мероприятий по пребыванию которых в пункте временного размещения осуществляется за счет полученных из бюджета субъекта федерации трансфертов, что влечет признание наличия в действиях Администрации не адресного и не целевого использования средств, полученных из бюджета субъекта федерации в форме трансфертов.
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия суда округа приходит к выводу о несоответствии выводов судебных инстанций установленным по делу обстоятельствам и принятым субъектом федерации нормативным актам, в связи с чем обжалованные по делу судебные акты подлежат отмене.
Предметом требований Комитета по настоящему делу является взыскание 18 400 руб. Требования Комитета основаны на результатах проведенной Комитетом финансов Волгоградской области проверки. В то же время, по результатам проверки Комитетом финансов Волгоградской области установлено нецелевое использование денежных средств в размере 17 600 руб.
Поскольку судебными инстанциями не дана оценка размеру предъявленных требований, не устанавливался размер денежных средств, приходящихся на Лятовскую Е.В. в период ее пребывания на стационарном лечении, суд округа лишен возможности вынести по делу новый судебный акт, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо дать надлежащую оценку размеру предъявленных ко взысканию Комитетом требований и вынести соответствующий нормам права и материалам дела судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А12-54365/2015 отменить.
Дело за указанным номером направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Кассационную жалобу удовлетворить частично.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
М.М.САБИРОВ
Судьи
И.А.ХАКИМОВ
А.В.ТОПОРОВ
------------------------------------------------------------------