Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.10.2016 N Ф06-13187/2016 по делу N А55-28335/2015
Требование: О признании недействительным решения органа по управлению государственным имуществом об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, обязании принять решение о предоставлении участка в аренду.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием у органа по управлению государственным имуществом полномочий в отношении указанного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку основания для отказа в предоставлении участка отсутствовали; в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов общества суд обязал орган по управлению государственным имуществом повторно рассмотреть заявление общества и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2016 г. в„– Ф06-13187/2016

Дело в„– А55-28335/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - акционерного общества "Авиаагрегат" - Горожанкина А.Б., доверенность от 06.11.2015,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авиаагрегат", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2016 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Холодная С.Т., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А55-28335/2015
по заявлению акционерного общества "Авиаагрегат", г. Самара, к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Самарская Лука", г. Самара, о признании недействительными решений, с участием третьих лиц: Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "СПУТНИК",

установил:

акционерное общество "Авиаагрегат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - теруправление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Самарская Лука" (далее - национальный парк) о признании недействительным решения теруправления от 08.05.2015 в„– 5849, недействительным решения национального парка от 07.09.2015 в„– 1999, обязании принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016, требования удовлетворены частично. Производство по делу в части признания недействительным решения национального парка от 07.09.2015 в„– 1999, обязания принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду прекращено. Суд признал решение теруправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, изложенное в письме от 08.05.2015 в„– 5849 незаконным. Обязал теруправление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления общества и принятия решения по заявлению в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их изменить в части и принять новый судебный акт об обязании теруправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на применение судом норм не подлежащих применению.
Теруправление в отзыве просит в удовлетворении требований общества по предоставлению участка в аренду отказать.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - минприроды) в отзыве просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Общество в возражении на отзыв теруправления просит требования удовлетворить.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат 64 объекта, которые используются как база отдыха "Жигулевские просторы", и находятся по адресу: г. Самара, Кировский район, Национальный парк "Самарская лука", Рождественское лесничество, квартал 4. Данный земельный участок, площадью 4,3 га, представляет собой совокупность трех частей земельных участков площадями 25 316 кв. м, 18 298,7 кв. м, 301 кв. м, входящих в состав единого землепользования с кадастровым в„– 63:01:0000000:1062, принадлежащим на праве постоянного (бессрочного) пользования национальному парку.
02.03.2012 общество обратилось в теруправление с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, занимаемого объектами базы отдыха "Жигулевские просторы", и приложило пакет документов: кадастровая выписка о земельном участке, решение исполнительного комитета от 12.08.1967, распоряжение заместителя главы администрации от 18.02.2009 в„– 252 "о присвоении адреса", согласование с отделом водных ресурсов по Самарской области от 24.01.2011 в„– ПМ-29/177, письмо минприроды от 20.12.2010 в„– 27-05-02/9849, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее - реестр) от 03.02.2012, градостроительное обоснование по б/о "Жигулевские просторы", проект границ земельного участка.
12.08.2013 в дополнение к заявлению направлены следующие документы: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером 63:01:0201001:7 площадью 18 298 кв. м, выписки из реестра в отношении объектов базы отдыха "Жигулевские просторы" в количестве 33 экземпляров.
Обществом также были направлены заявление от 17.12.2013 в„– 161/31 о выдаче распоряжения на образование земельного участка с приложением плана-схемы земельного участка, заявление в„– 162/31, 163/31, 164/31 о предоставлении земельных участков в аренду с приложенными документами: план-схема земельного участка площадью 301 кв. м, план-схема земельного участка площадью 18 298 кв. м, план-схема земельного участка с площадью 25 316 кв. м, выписки из реестра в отношении объектов базы отдыха "Жигулевские просторы", находящихся на испрашиваемом земельном участке.
Национальным парком неоднократно согласовывались план - схемы земельных участков, 04.03.2014 согласована схема на участок площадью 18 296 кв. м, 18.08.2014 - на участок 25 316 кв. м, затем 12.12.2014 согласовывались границы всех трех участков, которые 02.04.2015 были направлены в адрес теруправления.
08.05.2015 теруправление в ответ на заявление указало, что вопрос о предоставлении в аренду испрашиваемых обществом земельных участков необходимо решать с национальным парком.
В соответствии с указаниями теруправления общество обратилось в национальный парк с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, приложив: письмо теруправления от 08.05.2015 в„– 5849, выписку из реестра в„– 63/001/903/2015-4276, решение исполнительного комитета от 12.08.1967 в„– 469, сообщение о зданиях, строениях, сооружениях, находящихся на земельном участке, выписку из ЕГРЮЛ в отношении общества, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
07.09.2015 общество получило ответ, из которого следовало, что национальный парк не заключает договоры аренды земельных участков и не имеет полномочий в данной сфере.
Считая оспариваемые решения теруправления и национального парка принятыми с нарушением действующего законодательства, нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя частично заявленные требования, исходили из фактического отсутствия решения по вопросу предоставления спорных земельных участков.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций признали, что оспариваемое заявителем письмо теруправления от 07.09.2015, не отвечает признакам ненормативного правового акта, носит информационный характер, не содержит никаких властно-распорядительных указаний, не содержит властных волеизъявлений, которые порождали бы правовые последствия для конкретных граждан и организаций, соответственно, сам по себе не нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, не обладает признаками ненормативного правового акта, в связи с чем не подлежит оспариванию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из оспариваемого решения теруправления следует, что по существу заявка общества не рассмотрена, решение содержит только указание на невозможность предоставления земельного участка в связи с отсутствием полномочий у теруправления в отношении указанного земельного участка.
В связи с чем суды пришли к правильному выводу, что заявка общества теруправлением надлежаще не была рассмотрена, и в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности надлежит обязать теруправление повторно рассмотреть заявление общества и принять решение по его заявлению в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Требование кассатора об обязании предоставления земельных участков площадью 25316 кв. м, 18298 кв. м и 301 кв. м не могло быть удовлетворено ввиду отсутствия их кадастрового учета, то есть перечисленные земельные участки считаются несформированными в соответствии с действующим земельным законодательством (статья 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отсутствует государственная регистрация объектов как единый недвижимый комплекс (статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Каждый из 64 объектов зарегистрирован самостоятельно.
С учетом изложенного суды в части обязания устранить допущенные нарушения, приняли законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
В кассационной жалобе не приведено доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 по делу в„– А55-28335/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------