По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2016 N Ф06-8494/2016 по делу N А55-6462/2015
Требование: О признании недействительным отказа уполномоченного органа в предоставлении в аренду земельного участка и в предварительном согласовании места размещения гостиницы на земельном участке, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что спорный земельный участок находится в границах зоны охраны объектов культурного наследия, использование участка для строительства не представляется возможным.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый отказ соответствует закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. в„– Ф06-8494/2016
Дело в„– А55-6462/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Сичинава В.В., директора,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Росинтек"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2015 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-6462/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "Росинтек", г. Самара, к Министерству строительства Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерству культуры Самарской области, администрации городского округа Самара о признании недействительными отказа и распоряжения в части, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованных лиц: Департамента управления имуществом городского округа Самара, Правительства Самарской области, Главного управления МЧС России по Самарской области, государственного бюджетного учреждения культуры "Самарская государственная филармония", Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
установил:
закрытое акционерное общество "Росинтек" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета требований, о признании недействительным отказа Министерства строительства Самарской области (далее - Министерство) от 03.03.2015 в„– 3/902 в предоставлении в аренду сроком на 5 лет и предварительном согласовании места размещения гостиницы на земельном участке по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, и обязании администрации городского округа Самара в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем проведения процедуры формирования земельного участка площадью 999 кв. м по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, для строительства гостиницы в части подготовки необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельного участка и предоставить указанный земельный участок Обществу в аренду для строительства гостиницы сроком на 5 лет на основании заявления Общества от 09.11.2011 вх. в„– 2011 0604; о признании недействительным распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) от 24.02.2015 в„– РД-99 в части нахождения земельного участка в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1919 г. находился штаб южной группы Восточного фронта под командованием Фрунзе Михаила Васильевича", об исключении из пункта 1 распоряжения Департамента от 24.02.2015 в„– РД-99 фразы "...в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1919 г. находился штаб южной группы Восточного фронта под командованием Фрунзе Михаила Васильевича"..."; о признании недействительным решения Министерства культуры Самарской области, выраженного в письме от 28.10.2014 в„– 26-04/3834.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016, производство по делу в части требования о признании недействительным решения Министерства культуры Самарской области, выразившегося в письме от 28.10.2014 в„– 26-04/3834, прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что на момент подачи Обществом заявления о выборе земельного участка и предоставлении в аренду для строительства сведения о границах зон охраны культурного наследия отсутствовали в правилах застройки и землепользования города Самары, в связи с чем Департамент не вправе был вносить сведения о расположении объекта в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1919 г. находился штаб южной группы Восточного фронта под командованием Фрунзе Михаила Васильевича". Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" нахождение участка в границах охранной зоны памятников истории и культуры федерального значения не является препятствием для его предоставления в аренду, а лишь предполагает особенности режима его использования.
В судебном заседании 26.05.2016 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 16 ч. 00 мин. 02.06.2016. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявлением от 09.11.2011 Общество обратилось в Министерство о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и предоставления в аренду земельного участка для строительства здания архива сроком на 5 лет по адресу: Самарский район, ул. Фрунзе. К заявлению была приложена схема предположительного расположения участка и схематичное местоположение участка на планшете города.
Впоследствии Общество обратилось с заявлением от 14.05.2012 об изменении ранее поданного заявления в части наименования объекта строительства - здание гостиницы.
Министерство решением от 15.10.2012 в„– 3/7105 отказало в предоставлении земельного участка, со ссылкой на письмо Департамента от 02.10.2012 в„– СП-9/5124-0-6 о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка по мотиву непосредственной близости к участку, на котором расположен объект капитального строительства регионального значения - здание государственного бюджетного учреждения культуры Самарской области "Самарская государственная филармония".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2014 по делу в„– А55-33439/2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, признано незаконными решение Департамента об отказе в проведении процедуры выбора земельного участка для размещения здания гостиницы по ул. Фрунзе в Самарской районе г. Самары, содержащееся в сообщении от 02.10.2012 в„– СП-9/5124-0-6, а также решение Министерства об отказе в предоставлении вышеназванного земельного участка, содержащееся в сообщении от 15.10.2012 в„– 3/7105. Суд обязал Министерство и Департамент по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем организации Департаментом работы по выбору земельного участка для размещения здания гостиницы по ул. Фрунзе в Самарской районе г. Самары и принятия Министерством решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда Департамент распоряжением от 24.02.2015 в„– РД-99 утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 999 кв. м, находящегося в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1919 г. находился штаб южной группы Восточного фронта под командованием Фрунзе М.В.", по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе.
Письмом от 03.03.2015 в„– 3/902 Министерство приняло решение об отказе в предварительном согласовании места размещения гостиницы на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, со ссылкой на то, что к акту о выборе земельного участка приложено заключение Министерства культуры Самарской области от 28.10.2014 в„– 26-04/3834, согласно которому испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в установленных постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2012 в„– 243 границах охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1919 г. находился штаб южной группы Восточного фронта под командованием Фрунзе М.В.", для которой устанавливается особый режим содержания, запрещающий строительство.
Общество, ссылаясь на то, что отказ Министерства, изложенный в письме от 03.03.2015 в„– 3/902, заключение Министерства культуры Самарской области, выразившееся в письме от 28.10.2014 в„– 26-04/3834, распоряжение Департамента от 24.02.2015 в„– РД-99 в части нахождения земельного участка в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Прекращая производство по делу в части требования о признании незаконным решения Министерства культуры Самарской области, выраженного в письме от 28.10.2014 в„– 26-04/3834, суд первой инстанции исходил из того, что указанное письмо носит информационный характер, никаких запрещающих или обязывающих предписаний в отношении Общества оно не содержит, в связи с чем не является ненормативным правовым актом и не может являться самостоятельным предметом спора по настоящему делу.
В указанной части судебные акты лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке не обжалуются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в остальной части, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действующей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта был установлен пунктом 5 названной статьи. Данный порядок включал в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 ЗК РФ.
При этом каждый из этапов предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должен соответствовать требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 утвержден регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент).
Пунктом 3.5 Регламента предусмотрено, что уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 17.12.2010 в„– 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности" Департамент является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, и по обеспечению выбора земельных участков, формируемых с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 3.9 Регламента Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судами установлено, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 в„– 176, постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 в„– 1327 (в„– 1) здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 114-116/ул. Льва Толстого, 25, является объектом культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1919 г. находился штаб южной группы Восточного фронта под командованием М.В.Фрунзе".
Постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2014 в„– 775 в постановление Правительства Самарской области от 05.05.2012 в„– 243 внесены изменения, утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 5.3 приложения в„– 6 к постановлению Правительства Самарской области от 11.12.2014 в„– 775 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" установлены виды запрещенного использования земельных участков, согласно которому запрещается новое строительство, кроме воссоздания утраченных исторических зданий.
При рассмотрении Министерством направленного Департаментом для утверждения акта о выборе земельного участка для строительства гостиницы на испрашиваемом земельном участке было выявлено, что в соответствии с информацией Министерства культуры Самарской области от 28.10.2014 в„– 26-04/3834 испрашиваемый земельный участок расположен в установленных постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2012 в„– 243 границах охранной зоны объекта федерального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно пункту 2 указанной нормы охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Таким образом, охранная зона объекта культурного наследия представляет собой территорию, для которой устанавливается особый режим содержания, в том числе, запрещающий строительство.
С учетом изложенного Министерство не имело правовых оснований для осуществления действий, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ, поскольку спорный земельный участок находится в границах зоны охраны объектов культурного наследия, а потому использование участка для целей строительства не представляется возможным.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 30 - 32 ЗК РФ утратили силу с 01.03.2015.
В редакции, действующей с 01.03.2015, ЗК РФ не предусматривает предоставление для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта.
С 01.03.2015 нормы ЗК РФ предусматривают предоставление в аренду земельных участков для строительства на торгах и без проведения торгов. При этом случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов ограничены и прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Кроме того, соответствующее предоставление (на торгах, без торгов) осуществляется только в отношении образованного в установленном порядке земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Между тем, до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом Обществом земельном участке принято не было.
Следовательно, на сегодняшний день предоставление Обществу земельного участка для строительства по ранее действовавшей процедуре предоставления таких участков невозможно в силу прямого указания закона.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом оценки судебных инстанций, не опровергают правильность выводов судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 по делу в„– А55-6462/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
------------------------------------------------------------------