Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.08.2016 N Ф06-11336/2016 по делу N А55-22821/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете, обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений сооружения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что представленные технические планы сооружений, образованных в результате раздела сооружения, изначально созданного как единый объект недвижимости, не соответствуют установленным требованиям.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не учтено, что объекты капитального строительства не могут быть образованы в результате раздела такого объекта без проведения его реконструкции, образованные объекты недвижимости должны иметь возможность быть введенными в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. в„– Ф06-11336/2016

Дело в„– А55-22821/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
акционерного общества "Отрадненский газоперерабатывающий завод" - Селезневой Ю.А., доверенность от 11.01.2016 в„– 08,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - Гетмановой Ю.С., доверенность от 08.10.2015 в„– 81,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Отрадненский газоперерабатывающий завод"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-22821/2015
по заявлению акционерного общества "Отрадненский газоперерабатывающий завод", г. Отрадный, Самарская область (ОГРН 1026303206863) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения и обязать совершить определенные действия,

установил:

акционерное общество "Отрадненский газоперерабатывающий завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - Кадастровая палата) от 10.06.2015 в„– 63-00-119/15-53729 об отказе в государственном кадастровом учете и обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений сооружения с кадастровым номером 63:00:0000000:539.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 решение суда первой инстанции от 08.02.2016 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением апелляционным судом норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что использование разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при подготовке технического плана является обязательным только в случае если объект недвижимого имущества или его часть созданы в результате работ, по завершении которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Раздел существующих объектов капитального строительства сам по себе не свидетельствует о реконструкции первоначально учтенного объекта.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит сооружение Литера АА1 Бензопровод от ЗАО "Отрадненский ГПЗ" (МК-0 бензонасосной товарного парка) до ЗАО "Новокуйбышевский НХК" (изолирующий фланец товарного парка Титул-1007), расположенное по адресу: Самарская область, г. Отрадный, Кинель-Черкасский район, Кинельский район, Волжский район, г. Новокуйбышевск, общей протяженностью 112 682 м, о чем 23.04.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации в„– 63-01/06-8/2002-1001.1.
После реконструкции право собственности на сооружение кадастровый номер 63:00:0000000:539, назначение: нежилое, протяженностью 112 682 м, адрес (местонахождение) объекта: Самарская область, г. Отрадный, Кинель-Черкасский район, Кинельский район, Волжский район, г. Новокуйбышевск, зарегистрировано как на реконструированный объект, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.02.2015 сделана запись в„– 63-63/001-01/592/2013-661/1.
В ходе проведенной Обществом 29.11.2013 инвентаризации установлено, что с 2004 года участок бензопровода протяженностью 31 242 м не вовлечен в технологическую схему транспортировки ШФЛУ в связи с отсутствием производственной необходимости.
По результатам инвентаризации приказом Общества от 29.11.2013 в„– 699 было принято решение о разделе трубопровода с оформлением "Акта разделения объекта основных средств" на составные части: бензопровод от ЗАО "Отрадненский ГПЗ" до МК-12 протяженностью 81,440 км и бензопровод от МК-12 до ЗАО "Новокуйбышевская НХК" протяженностью 31,242 км.
Заявлением от 05.03.2015 Общество обратилось в Кадастровую палату о постановке на кадастровый учет изменений сооружения с кадастровым номером 63:00:0000000:539.
Решением от 10.06.2015 в„– 63-00-119/15-53729 в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано со ссылкой на то, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ), а именно: предоставленные технические планы по содержанию не соответствуют требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 в„– 693 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 25.02.2014 в„– 88), так как технические планы сооружений, образованных в результате раздела сооружения, изначально созданного как единый объект недвижимости, должны быть подготовлены на основании разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта недвижимости.
Общество, ссылаясь на то, что реконструкция линейного объекта, требующая получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Обществом не производилась, в связи с чем отказ Кадастровой палаты в постановке на кадастровый учет двух частей трубопровода является незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при разделе сооружения на две части все мероприятия заключаются в фиксации новых границ сооружения в техническом плане на основании решения собственника, при этом строительные работы не проводятся, разделение производится без каких-либо конструктивных изменений исключительно по желанию собственника, границы формируются путем определения на местности и укрепления поворотных точек объекта, в связи с чем фактической реконструкции по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации не происходит.
Отменяя решение суда первой инстанции и, отказывая в удовлетворении заявления, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В спорном случае при разделе сооружения "бензопровод" предполагается образование нескольких сооружений, то есть происходит образование новых сооружений, для которых требуется установление новых, отличных от исходного сооружения параметров.
В силу положений пункта 2 части 2 статьи 7 Закона в„– 221-ФЗ, образование объекта недвижимости может быть осуществлено в результате раздела, выдела, реконструкции или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с преобразуемым объектом недвижимости.
При разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, при этом сам исходный объект недвижимости прекращает свое существование.
При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность быть введенными в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет, после государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.
Учитывая изложенное, объекты капитального строительства, в частности сооружения, не могут быть образованы в результате раздела такого объекта без проведения его реконструкции.
Согласно части 2 статьи 16, статьи 22 Закона в„– 221-ФЗ сведения о сооружении, в том числе в связи с его образованием, включаются в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов, в частности технического плана сооружения.
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона в„– 221-ФЗ сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости.
При постановке на государственный кадастровый учет образованных сооружений в технический план на основании названных документов должны быть внесены новые, по отношению к исходному сооружению, сведения об их основных характеристиках, в частности, о протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки (пункт 25 части 2 статьи 7 Закона в„– 221-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, учитывая часть 8 статьи 41 Закона в„– 221-ФЗ, в случае, если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена действующим законодательством, то использование такого разрешения при подготовке технического плана является обязательным.
С учетом изложенного, если изначально проектная документация, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения выдавались на единый объект недвижимости, то раздел такого сооружения возможен только в результате проведения работ по его реконструкции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции, основанного на материалах дела, при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу в„– А55-22821/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------