Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2016 N Ф06-4655/2015 по делу N А12-21340/2015
Требование: О взыскании денежных средств по соглашению о предоставлении субсидий.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал на то, что государственный орган не в полном объеме исполнил обязательство по выплате субсидии по спорному соглашению.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт ненадлежащего исполнения государственным органом договорных обязательств подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. в„– Ф06-4655/2015

Дело в„– А12-21340/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.07.2015 (судья Аниськова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2015 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу в„– А12-21340/2015
по исковому заявлению администрации городского поселения города Суровикино (ОГРН 1053458083062, ИНН 3430008085) к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684) о взыскании 9 391 546 руб. 57 коп., при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Дорожное эксплуатационное предприятие в„– 57" (ОГРН 1093458001174, ИНН 3430009480) администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405973030, ИНН 3430030524) Комитета финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624),

установил:

администрация городского поселения города Суровикино (далее - администрация городского поселения г. Суровикино, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании с Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - ответчик) 9 391 546 руб. 57 коп. по соглашению от 05.11.2014 в„– 395-14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Дорожное эксплуатационное предприятие в„– 57", администрация Суровикинского муниципального района Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2015, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, (в настоящее время переименовано в Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области) администрацией Суровикинского муниципального района Волгоградской области, администрацией городского поселения г. Суровикино заключено соглашение от 05.11.2014 рег. в„– 395-14 "О предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Суровикинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Соглашение от 05.11.2014 рег. в„– 395-14).
В пункте 1.2 Соглашения от 05.11.2014 рег. в„– 395-14 предусмотрено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в 2014 году направляет в бюджет городского поселения г. Суровикино субсидию в размере 12 126 300 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Администрация городского поселения г. Суровикино, в свою очередь, обязалось обеспечить направление средств бюджета поселения в размере 381 900 руб. на долевое финансирование работ (пункт 1.4 Соглашения от 05.11.2014 рег. в„– 395-14).
Дополнительным соглашением от 17.12.2014 рег. в„– 466-14 пункты 1.2 и 1.4 соглашения изменены, указано, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2014 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет городского поселения г. Суровикино в сумме 9 391 547 руб. (пункт 1.1); администрация городского поселения г. Суровикино обязана направить средств бюджета поселения на долевое финансирование работ в сумме 291 135 руб. (пункт 1.2).
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 соглашения от 05.11.2014 рег. в„– 395-14 оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Министерством обязательств до их полного исполнения. Окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по соглашению.
Абзацем 2 пункта 6.2 указанного соглашения предусмотрено, что в случае если субсидии, полученные поселениями в рамках настоящего соглашения, не использованы в текущем финансовом году они подлежат возврату в областной бюджет. Указанные субсидии могут быть в установленном порядке использованы в очередном финансовом году на те же цели, при наличии потребности в указанных средствах. В этом случае стороны считают соглашение пролонгированным на очередной финансовый год и распространяют его действие до 31 декабря года, следующего за текущим финансовым годом, за исключением пунктом 1.2.1.4 соглашения.
Во исполнение своих обязательств по Соглашению от 05.11.2014 рег. в„– 395-14 администрация городского поселения г. Суровикино (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчика - открытым акционерным обществом "Дорожное эксплуатационное предприятие в„– 57" следующие муниципальные контракты:
- контракт от 13.11.2014 в„– 0129300025714000266-0163629-01 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на участке ул. Новая (от МЭС до д/с "Колокольчик" г. Суровикино). Стоимость контракта составила 2 988 883,10 руб.,
- контракт от 13.11.2014 в„– 0129300025714000267-0163629-01 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на участке ул. Шоссейная (ж/д переезда (235 км) до автомагазина г. Суровикино). Стоимость контракта составила 3 533 835,46 руб.,
- контракт от 20.10.2014 в„– 0129300025714000257-0163629-01 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на участке ул. Советская (от улицы Кирова до ул. Карачунова г. Суровикино). Стоимость контракта составила 773 314,08 руб.,
- контракт от 05.11.2014 в„– 0129300025714000264-0163629-01 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на участке площадь Ленина г. Суровикино). Стоимость контракта составила 1 346 908,60 руб.,
- контракт от 20.10.2014 в„– 0129300025714000259-0163629-01 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на участке ул. Ленина (от ул. Первомайская до ул. Водопроводной г. Суровикино). Стоимость контракта составила 1 039 739,86 руб.
Выполненные подрядчиком работы оплачены частично из бюджета городского поселения г. Суровикино в сумме 291 134,63 руб., что подтверждается платежными поручениями от 14.11.2014 в„– 701477, от 08.12.2014 в„– 28651, от 19.11.2014 в„– 744540, от 14.11.2014 в„– 701473, от 14.11.2014 в„– 70149, от 19.11.2014 в„– 744539.
Истцом и ответчиком составлен и подписан совместный акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2015, согласно которому задолженность по предоставлению субсидии в 2014 году составляет 9 391 546 руб. 57 коп.
Ссылаясь на наличие у Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области кредиторской задолженности по Соглашению от 05.11.2014 рег. в„– 395-14 в размере 9 391 546 руб. 57 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 6, 133, 135, 139, 158, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации и правомерно исходили из следующего.
Из материалов дела следует, что ответчик - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области переименован в Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на основании Постановления Губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 в„– 99, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.01.2015.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 в„– 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2014 году были определены постановлением Правительства Волгоградской области от 14.02.2014 в„– 79-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок в„– 91-п).
В Порядке в„– 79-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.3).
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.4).
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.5).В соответствии с пунктом 1.9 Порядка в„– 79-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют органы финансового контроля в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.09.2014 в„– 524-п, в соответствии с соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 в„– 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области", Законом Волгоградской области от 20.12.2013 в„– 182-ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2014 год. В частности для городского поселения г. Суровикино на 2014 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 12 126 300 руб.
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2014 год и Соглашения от 05.11.2014 рег. в„– 395-14 с учетом дополнительного соглашения к нему от 17.12.2014 у Волгоградской области в лице Комитета перед городским поселением г. Суровикино в лице администрации возникли расходные бюджетные обязательства.
По общему правилу статьи 5 БК РФ, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31.12.2014.
В пункте 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляется, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Из Конституции Российской Федерации (статьи 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 66 (части 1 и 2), 76 (части 1, 2 и 5)), а именно из закрепленных в ней требований единства финансовой политики и финансового регулирования, установления правовых основ единого рынка, единства экономического пространства, получивших развитие в федеральных законах, вытекает, что функционирование бюджетной системы Российской Федерации имеет целью гарантирование основ конституционного строя, финансовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина, что, в свою очередь, предопределяет конституционные требования к надлежащей регламентации бюджетно-правового статуса субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как участников бюджетных отношений, в том числе - по обслуживанию счетов бюджетов.
В силу пункта 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Следовательно, указание в Соглашении от 05.11.2014 рег. в„– 395-14о его действие до 31 декабря текущего финансового года само по себе не влечет прекращение обязательства Комитета по перечислению в бюджет городского поселения г. Суровикино причитающуюся городскому поселению субсидию.
Кроме того, в пункте 6.2 соглашения указано, что указанные субсидии могут быть в установленном порядке использованы в очередном финансовом году на те же цели, при наличии потребности в указанных средствах.
В этом случае стороны считают соглашение пролонгированным на очередной финансовый год и распространяют его действие до 31 декабря года, следующего за текущим финансовым годом за исключением пунктом 1.2 и 1.4 соглашения.
Наличие потребности в указанных средствах подтверждено материалами дела.
Новая редакция Порядка в„– 79-п, исключающая пункт 1.6 о погашении кредиторской задолженности за отчетный финансовый год в текущем финансовом году (нормативный правовой акт меньшей юридической силы) не отменяет действия Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области "О дорожном фонде Волгоградской области", предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год при неиспользовании предусмотренных в законе о бюджете ассигнований в истекшем году.
Истец в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 БК РФ) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного - самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств.
То обстоятельство, что Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области подавал заявки в Комитет финансов Волгоградской области на оплату задолженности по Соглашению от 05.11.2014 в„– 395-14, однако они не были оплачены, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения своего обязательства по вышеуказанному Соглашению.
Довод жалобы о том, что Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 20.12.2013 в„– 182-ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Указанное положение также отражено в пункте 1.1. Соглашения от 05.11.2014 рег. в„– 395-14, заключенного и подписанного сторонами.
Согласно положениям статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно материалам дела, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по городскому поселению г. Суровикино выполнен, что подтверждено представленными материалами дела. Таким образом, истец выполнил свои обязательства, предусмотренные Соглашением от 05.11.2014 рег. в„– 395-14.
Поскольку, на момент рассмотрения дела, доказательств исполнения обязательств по возврату субсидий не представлено, требования истца правомерно удовлетворены.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.07.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2015 по делу в„– А12-21340/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ

Судьи
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ


------------------------------------------------------------------