Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.10.2016 N Ф06-13003/2016 по делу N А65-26381/2015
Требование: О взыскании вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам регионального значения.
Обстоятельства: Истец утверждал, что ответчик превысил установленные ограничения по массе при движении транспортного средства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истцом не представлено в совокупности допустимых доказательств, подтверждающих неправомерные действия ответчика, причинение ответчиком вреда, наличие между ними причинно-следственной связи и размер ущерба.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. в„– Ф06-13003/2016

Дело в„– А65-26381/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
при участии представителя:
ответчика - Ахтямова Р.М. (доверенность от 31.12.2015),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2016 (судья Камалиев Р.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу в„– А65-26381/2015
по исковому заявлению Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области", г. Киров, к обществу с ограниченной ответственностью "Сария БИО-ИНДАСТРИС ВОЛГА", Республика Татарстан, г. Елабуга, с участием третьих лиц - индивидуального предпринимателя Ахметова Салавата Хамитовича, федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", Республика Татарстан, г. Казань, о взыскании вреда,

установил:

Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области" (далее - Дорожный комитет Кировской области) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "САРИЯ Био-Индастрис Волга" (далее - общество) о взыскании вреда в сумме 121 458 руб., причиненного его транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены индивидуальный предприниматель Ахметов Салават Хамитович (далее - Ахметов С.Х.) и федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2016 в удовлетворении иска отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что невозможно установить размер вреда, поскольку не представлено доказательств того, что органами государственной власти Кировской области во исполнение Постановления Правительства РФ от 09.01.2014 в„– 12 установлены постоянные коэффициенты, применяемые для расчета размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального значения Кировской области.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2016 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, указав на то, что Дорожный комитет Кировской области не является уполномоченным органом по осуществлению весового контроля, исходя из положений части 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильный дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации" (далее Закона), поскольку маршрут движения транспортного средства пролегал по территории двух субъектов Российской Федерации и участками автодороги федерального значения. Акт от 15.05.2015 в„– 21568 в нарушение требований Приказа Министерства транспорта РФ от 27.04.2011 в„– 125 не содержит расстояние пройденное автомобилем по федеральным автомобильным дорогам, дорогам регионального, межмуниципального значения.
Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебные акты приняты с нарушением принципа действия законодательства во времени, неправильным применением положений статьи 31 Закона и без применения статьей 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу индивидуальный предприниматель Ахметов С.Х. и ООО "САРИЯ Био-Индастрис Волга" просят оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15 мая 2015 года на 136 км автодороги Киров - Вятские Поляны Дорожным комитетом Кировской области составлен акт в„– 21568 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось. Из этого акта следует, что принадлежащий обществу автомобиль Мерседес Бенц 68902 (государственный номер Т916ХТ 116) с прицепом (государственный номер АТ 5691 16), на котором Ахметовым С.Х. осуществлялась перевозка груза (водитель Гайнаров И.И.) по маршруту г. Киров - п. Кумены - п. Суна - г. Нолинск - г. Уржум - г. Малмыж - гр. Татарстана - г. Елабуга, имел превышение осевых нагрузок. Акт составлен и подписан инженером-инспектором Фомичевым В.Н.
Собственником транспортного средства является ООО "САРИЯ Био-Индастрис Волга".
На основании данного акта Дорожный комитет Кировской области обратился с иском к обществу о взыскании вреда в сумме 121 458 руб., причиненного указанным транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 3 этой же статьи для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 в„– 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила в„– 934).
В силу пункта 2 Правил в„– 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (пункт 3 Правил в„– 934).
Допустимые весовые нагрузки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 в„– 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" в целях обеспечения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Архангельской области.
В пункте 4.4 Порядка осуществления временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 в„– 145/164, указано, что в период введения временного ограничения движения (весенний период) движение транспортных средств по автомобильным дорогам, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.
Постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2015 в„– 29/137 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015 года" с 20.04.2015 по 19.05.2015 введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Пунктом 2 Постановления Правительства Кировской области от 02.02.2015 в„– 23/35 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения" определено, что Дорожный комитет Кировской области является органом, уполномоченным на осуществление проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств.
Согласно путевому листу маршрут движения указанного автомобиля: г. Елабуга (Республика Татарстан) - п. Костино (г. Киров) - г. Елабуга (Республика Татарстан), то есть по территориям двух субъектов Российской Федерации и по участкам автодорог федерального значения. Прохождение маршрута указанного автомобиля по территориям двух субъектов Российской Федерации (Кировской области и Республики Татарстан) подтверждается и актом Дорожного комитета от 15.05.2015 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
При рассмотрении настоящего дела Дорожный комитет Кировской области не представил доказательств, подтверждающих наличие у него полномочий на совершение действий, предусмотренных вышеприведенными положениями Закона и Правил возмещения вреда.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона порядок осуществления весового контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации.
Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 в„– 125 утвержден "Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" (далее Порядок).
В соответствии с пунктами 2.2.2.1. - 2.2.2.1.3. Порядка при весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения осуществляются: остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля (при этом решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении); взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется взвешивание транспортных средств; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства (в акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в километрах); полная масса транспортного средства (в тоннах): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (в тоннах): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства); сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства; в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
Положениями пункта 1 части 16 статьи 31 Закона именно должностным лицам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, при осуществлении весового и габаритного контроля транспортного средства предоставлено право останавливать транспортное средство в пунктах весового и габаритного контроля вне зависимости от маршрута движения транспортного средства.
Таким образом, осуществление контрольных функций (остановка транспортного средства, взвешивание, установление расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства и составление акта) на дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и (или) уполномоченными ими лицами.
В полномочия Дорожного комитета Кировской области входят: осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиненного дорогам регионального и межмуниципального значения Кировской области, что установлено
Однако акт от 15.05.2015 в„– 21568 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось составлен инженером-инспектором Дорожного комитета Кировской области. Кроме того, в акте не указано расстояние, пройденное автомобилем с вменяемым превышением осевых нагрузок по федеральным автомобильным дорогам, что свидетельствует о недопустимости указанного доказательства.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что истцом не представлено в совокупности допустимых доказательств, подтверждающих неправомерные действия ответчика, причинение ответчиком вреда, наличие между ними причинно-следственной связи и размера ущерба.
Вывод суда первой инстанции и апелляционной инстанции о том, что представленный Дорожным комитетом Кировской области расчет вреда произведен без учета Методики расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (приложение к Правилам возмещения вреда), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 в„– 12 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" является несостоятельным, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 в„– 12, согласно пункту 2 вступает в законную силу с 01.07.2015 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 в„– 1590).
Истцом определен момент причинения вреда - 15.05.2015, расчет размера вреда, произведен истцом до 01.07.2015 и в претензии от 26.06.2015 в„– 1239 потребован к возмещению у ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 в„– 12 не содержит указание на его применение к отношениям, возникшим до его введения в действие.
Однако применение судами Постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 в„– 12, не подлежащего применению, не привело к принятию неправильных судебных актов, спор по существу рассмотрен с правильным применением иных норм материального права.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 по делу в„– А65-26381/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
А.В.ТОПОРОВ

Судьи
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
М.М.САБИРОВ


------------------------------------------------------------------