По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.08.2016 N Ф06-11254/2016 по делу N А57-16024/2015
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в размере излишне внесенной арендной платы по договору аренды земельного участка.
Обстоятельства: Арендатор полагал, что внесенная им арендная плата за земельный участок превышает установленный законом размер.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие переплаты по договору аренды подтверждено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. в„– Ф06-11254/2016
Дело в„– А57-16024/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Нагимуллина И.Р., Нафиковой Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.01.2016 (судья Алькова В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Дубровина О.А., Жевак И.И.)
по делу в„– А57-16024/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" к комитету по управлению имуществом города Саратова, комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов, муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании неосновательного обогащения от суммы переплаты за аренду земельного участка
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области неосновательное обогащение от суммы переплаты за 2013 год за аренду земельного участка в сумме 145 280,85 руб.; с муниципального образования в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - заявитель) за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" неосновательное обогащение от суммы переплаты за 2013 год за аренду земельного участка в сумме 823 258,19 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2015 администрация муниципального образования "Город Саратов" исключена из числа третьих лиц, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Саратовская область в лице Министерства финансов Саратовской области и муниципальное образование в лице администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.01.2016, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016, исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взыскано 776 877,45 руб. неосновательного обогащения за аренду земельного участка.
С Саратовской области в лице министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" взысканы 137096,02 руб. неосновательного обогащения.
В оставшейся части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении отказать.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Администрацией г. Саратова (арендодатель) и ЗАО "ЛУКОЙЛ-Саратов" (арендатор) заключен договор аренды в„– 595 от 22.03.2004 в отношении земельного участка площадью 6467 кв. м, с кадастровым номером 64:48:030225:0017, расположенного по адресу: г. Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, для проектирования и строительства гостиничного комплекса. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждено отметкой регистрирующего органа на договоре.
В результате заключения договора замены стороны в обязательстве от 25.03.2004, с учетом соглашения об изменении договора аренды от 15.06.2005, права и обязанности арендатора перешли к ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт".
ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" перечисляло арендную плату по договору аренды земельного участка в„– 595 от 22.03.2004, в том числе за 2013 год, что подтверждено платежными поручениями, представленными в материалы дела, на общую сумму 2 103 722,88 руб.
Истец 10.12.2014 обратился к Комитету по управлению имуществом города Саратова с просьбой перерасчета арендной платы в связи с принятием Распоряжения Комитет по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 в„– 989-р, вступившего в силу с 11.01.2013.
Письмом в„– 13-05/33172 от 17.12.2014 Комитет по управлению имуществом города Саратова отказал истцу, поскольку новый размер кадастровой стоимости, утвержденный Распоряжением от 28.12.2012 в„– 989-р должен применяться в отношении участков в составе земель населенных пунктов в Саратовской области с 2014 года, что явилось основанием для обращения истца с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Саратовской области от 27.11.2007 в„– 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" устанавливает размер арендной платы за пользование земельным участком в процентах от его кадастровой стоимости.
Между тем, Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 в„– 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" названный нормативный правовой акт признан утратившим силу с 11.01.2013 (пункт 2).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 в„– 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены новые результаты кадастровой оценки.
Данное распоряжение вступило в силу со дня официального опубликования - 11.01.2013 (пункт 2 распоряжения) и было опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" www.sarnovosti.ru 11.01.2013.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (далее по тексту - ГКН).
Таким образом, по смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принятие Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления не нормативно-правового акта об утверждении новых результатов кадастровой стоимости земельного участка, предусматривающего внесение в ГКН сведений об установленной кадастровой стоимости, не подменяет собой внесение сведений в ГКН, и такой не нормативно-правовой акт является лишь основанием для внесения установленных не нормативно-правовым актом сведений в ГКН, которые, таким образом, подлежат публичному применению, в том числе для расчета арендной платы, после такого внесения, а не с даты принятия соответствующего не нормативно-правового акта.
Учитывая, что внесение изменений кадастровой стоимости в ГКН произошло 31.01.2013 в связи с принятием и вступлением в силу распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 в„– 989-Р, что подтверждается справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (земельного участка) от 04.12.2014, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, то расчет арендной платы за 2013 год (с 31.01.2013), следует производить из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 в„– 989-Р.
Таким образом, доводы ответчиков о том, что кадастровая стоимость утвержденная распоряжением КУИ Саратовской области от 28.12.2012 в„– 989-Р подлежит применению в расчетах только с 01.01.2014, являются несостоятельными, основанными на ином, неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, сумма арендной платы, подлежащей уплате в 2013 году составила 1 189 749 руб. 42 коп., истцом уплачено 2 103 722 руб. 88 коп., переплата составила 913 973 руб. 47 коп.
Руководствуясь статьями 6, 21, 57, 62, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Комитете по финансам Администрации МО "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 в„– 19-172 (в редакции от 26.05.2011), суды правомерно пришли к выводу, что комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" является органом, уполномоченным представлять муниципальное образование "Город Саратов" по кондикционным обязательствам города Саратова, а Министерство финансов Саратовской области - Саратовскую область по кондикционным обязательствам Саратовской области, в том числе, возникшим вследствие неосновательного приобретения денежных средств в виде арендной платы.
В соответствии со статьями 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, поступают в бюджет субъекта Российской Федерации - по нормативу 20 процентов, в бюджет городского округа - по нормативу 80 процентов.
В соответствии с представленными суду УФК по Саратовской области сведениями денежные средства, уплаченные платежными поручениями в„– 15206 от 10.04.2013 на сумму 525 930,72 руб., в„– 29560 от 10.07.2013 на сумму 525 930,72 руб., в„– 43247 от 09.10.2013 на сумму 525 930,72 руб., в„– 389 от 10.01.2014 на сумму 525 930,72 руб. были распределены Управлением по нормативу 20% в областной бюджет Саратовской области и 80% в бюджет муниципального образования "Город Саратов". Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
С учетом изложенного, исковые требования в части взыскания неосновательного обогащения с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в сумме 776 877,45 руб. и с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области в сумме 137 096,02 руб. подлежат удовлетворению, в удовлетворении остальной части требования о взыскании неосновательного обогащения следует отказать.
Поскольку истцом не доказано возникновение неосновательного обогащения у администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по управлению имуществом города Саратова, суды пришли к правомерному выводу, что в исковых требованиях к указанным лицам следует отказать.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах, где им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки приведенных доводов у суда кассационной инстанции нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.01.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 по делу в„– А57-16024/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Р.ГАЛИУЛЛИН
Судьи
И.Р.НАГИМУЛЛИН
Р.А.НАФИКОВА
------------------------------------------------------------------