Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.11.2016 N Ф06-15514/2016 по делу N А55-1172/2016
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, обязании устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением документов, подтверждающих право общества на земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом в регистрирующий орган был представлен необходимый для регистрации права собственности пакет документов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2016 г. в„– Ф06-15514/2016

Дело в„– А55-1172/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2016 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Скороходов П.А.)
по делу в„– А55-1172/2016
по заявлению акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация", г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности, с участием: администрации муниципального района Волжский Самарской области, Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,

установил:

акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - АО "СамРЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) о признании незаконным отказа от 16.11.2015 в„– 63/001/501/2015-996 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества "Модульная котельная мощностью 1 МВт в с. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области", площадью 46,7 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Черноречье, ул. Мира, участок б/н, с кадастровым номером 63:17:0802007:1315, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем проведения государственной регистрации его права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее - администрация), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016, требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ управления от 16.11.2015 в„– 63/001/501/2015-996 в государственной регистрации права собственности общества на объект недвижимого имущества: "Модульная котельная мощностью 1 МВт в с. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области", площадью 46,7 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Черноречье, ул. Мира, участок б/н, с кадастровым номером 63:17:0802007:1315, обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации права собственности общества на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение процессуальных норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве общество просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществом построен объект недвижимого имущества "Модульная котельная мощностью 1 МВт в с. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области" площадью 46,7 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Черноречье, ул. Мира, с кадастровым номером 63:17:0802007:1315.
08.09.2015 АО "СамРЭК" обратилось в управление с заявлением о регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества, представило договор от 25.01.2013 в„– 7/13/02-06/7-13 об аренде земельного участка площадью 340 кв. м с кадастровым номером 63:17:0802007:1268, разрешенное использование - для проектирования и строительства объекта "Модульная котельная мощностью 1 МВт в с. Черноречье муниципального района Волжский", на срок с 25.01.2013 по 24.12.2013 (арендодатель (администрация), арендатор (общество). Кроме того, общество представило постановление администрации от 21.01.2013 в„– 48, на основании которого заключен указанный договор, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.12.2013 в„– RU 63007312-38, выданное в отношении данного объекта капитального строительства, а также иные документы.
Управление направило в администрацию запрос от 15.09.2015 в„– 63/001/501/2015-993 о предоставлении надлежащим образом заверенных копий документов, посредством которых осуществлялась процедура предоставления вышеназванного земельного участка.
В связи с неполучением ответа на указанный запрос управление повторно направило запрос от 15.10.2015 в„– 63/001/501/2015-993 администрации о запросе необходимых документов, однако запрошенные документы вновь не были представлены.
Управление направило обществу сообщение от 16.11.2015 в„– 63/001/501/2015-996 об отказе в государственной регистрации, сославшись на непредставление документов, необходимых для государственной регистрации права в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), а также на то, что ответ органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Полагая, что отказ в государственной регистрации не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Законом о регистрации; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (далее - реестр). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о регистрации, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Материалами дела подтверждается, что АО "СамРЭК" представило в управление все необходимые документы для государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества, связи с чем ссылка в оспариваемом отказе на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации является ошибочной.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 25.01.2013 в„– 7/13/02-06/7-13, заключенным между ОАО "СамРЭК" и администрацией, для строительства объекта был предоставлен земельный участок площадью 340 кв. м с кадастровым номером 63:17:0802007:1268 (разрешенное использование - для проектирования и строительства объекта "Модульная котельная мощностью 1 МВт в с. Черноречье муниципального района Волжский") на период с 25.01.2013 по 24.12.2013, то есть на период строительства указанного объекта. Данный договор в судебном порядке не оспаривался, в связи с чем утверждение управления об отсутствии у общества прав на земельный участок в период строительства указанного объекта является ошибочным.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик в числе других документов должен представить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство.
15.03.2013 ОАО "СамРЭК" получило разрешение на строительство в„– RU63007312-12, а 23.12.2013 получило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в„– RU63007312-38, что свидетельствует об осуществлении им строительства указанного объекта в соответствии с установленными требованиями. Кадастровым паспортом сооружения от 16.04.2014 в„– 63-00-102/14-270513 подтверждается государственный кадастровый учет этого объекта с присвоением ему кадастрового номера 63:17:0802007:1315.
Согласно кадастровому паспорту сооружение расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:17:0802007:1268.
По сведениям кадастровой палаты, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об объекте капитального строительства, расположенном по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Черноречье, ул. Мира, с характеристиками: кадастровый номер 63:17:0802007:1315, вид объекта - здание, назначение - нежилое здание, площадь 46,7 кв. м; сведения о правах и обременениях на указанный объект капитального строительства в ГКН отсутствуют. Сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером 63:17:0802007:1315 внесены в ГКН 08.04.2014.
Таким образом, указанный объект капитального строительства поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 в„– 1160/13 указано, что термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества".
Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Таким образом, в отсутствие зарегистрированного права совокупность указанных объектов не является единым недвижимым комплексом.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6); сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23).
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что представленные доказательства подтверждают наличие одного объекта - сооружения, при этом наличие в разрешении на строительство и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указаний на инженерные составляющие котельной в виде участков газопроводов не противоречит понятию сооружения и не свидетельствует о том, что рассматриваемый объект является единым недвижимым комплексом и совокупностью нескольких объектов.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы являются основаниями для государственной регистрации прав либо если такие документы включены в определенный перечень документов.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Поскольку, как указано, в материалах регистрационного дела имелись необходимые документы, то непредставление администрацией документов по запросам управления не может быть приравнено к отсутствию документов и (или) информации, необходимых для государственной регистрации права. К тому же при рассмотрении настоящего дела администрация представила акт о выборе земельного участка от 18.04.2012, постановление администрации от 01.06.2012 в„– 1276 "Об утверждении акта о выборе земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Черноречье, участок б/н, предварительном согласовании места размещения объекта для проектирования и строительства объекта: "Модульная котельная мощностью 1 МВт в с. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области", схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Таким образом, учитывая установленный пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, и принимая во внимание, что представленные обществом на государственную регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают факт создания объекта, не оспорены, что в силу статей 16, 17, 25 Закона о регистрации является основанием для государственной регистрации соответствующего права, отказ управления в государственной регистрации права собственности общества на указанное недвижимое имущество правомерно признан судами незаконным.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2016 по делу в„– А55-13542/2014, 25.08.2016 по делу в„– А55-16596/2014, 25.10.2016 по делу в„– А55-3520/2015, 18.11.2016 по делу в„– А55-1171/2016.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств, переоценка которых в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 по делу в„– А55-1172/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------