По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.10.2016 N Ф06-12967/2016 по делу N А72-15658/2015
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования земельного участка, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что спорный земельный участок относится к зоне зеленых насаждений общего пользования, на указанном участке запрещена не соответствующая целевому назначению деятельность.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы органа местного самоуправления подтверждены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. в„– Ф06-12967/2016
Дело в„– А72-15658/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Таушкиной Людмилы Александровны
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.03.2016 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу в„– А72-15658/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Таушкиной Людмилы Александровны (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) к администрации города Ульяновска, (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), к Комитету по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301186110, ИНН 7303019003), об оспаривании отказа, об обязании,
установил:
индивидуальный предприниматель Таушкина Людмила Александровна (далее - ИП Таушкина Л.Д., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска, Комитету по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска (далее - ответчики), о признании незаконным отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования город Ульяновск, утвержденную постановлением администрации города Ульяновска от 22.03.2013 в„– 1183, земельного участка, ориентировочной площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, восточнее жилого дома в„– 1 по ул. Скочилова, изложенный в Выписке из протокола заседания рабочей группы по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов от 31.07.2015 в„– 17; о возложении на ответчика обязанности в пределах предоставленных им полномочий внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденную постановлением администрации города Ульяновска от 22.03.2013 в„– 1183, в части включения в нее земельного участка, ориентировочной площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, восточнее жилого дома в„– 1 по ул. Скочилова, для размещения торгового павильона заявителя.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.03.2016, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Таушкина Л.Д., не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилась с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 01.06.2015 индивидуальным предпринимателем Таушкиной Л.А. подано заявление в Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования город Ульяновск, утвержденную Постановлением администрации г. Ульяновска от 22.03.2013 в„– 1183, земельного участка, ориентировочной площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, северо-западнее жилого дома в„– 1 по ул. Скочилова.
В дальнейшем площадь испрашиваемого земельного участка скорректирована заявителем до 50 кв. м, местоположение участка изменено - на восточнее жилого дома в„– 1 по ул. Скочилова, приложена уточненная схема о предполагаемом размещении торгового павильона.
По результатам рассмотрения заявления предпринимателю отказано во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования город Ульяновск, утвержденную постановлением администрации города Ульяновска от 22.03.2013 в„– 1183, земельного участка, ориентировочной площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, восточнее дома в„– 1 по ул. Скочилова (пункт 1.1 Выписки из протокола заседания рабочей группы по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов от 31.07.2015 в„– 17).
Основанием отказа во внесении изменений в схему нестационарных торговых объектов в части дополнения ее нестационарным торговым объектом площадью 50 кв. м послужило то, что по информации Комитета по охране окружающей среды администрации города Ульяновска земельный участок относится к зоне зеленых насаждений общего пользования. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 14.3.3, 14.3.4 постановления Главы города Ульяновска от 24.04.2008 в„– 2951 "О правилах благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск" на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, не соответствующая целевому назначению.
Заявитель, полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона в„– 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 в„– 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Согласно статье 17 Федерального закона в„– 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе издавать муниципальные правовые акты.
Приказом Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 27.01.2012 в„– 47, с учетом изменений, внесенных Приказами в„– 8 от 28.02.2014 и в„– 233 от 26.04.2012, утвержден "Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области" (далее Порядок в„– 47).
Согласно пункта 2 Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на земельных участках, в зданиях и сооружениях, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Таким образом, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не регулирование отношений по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением администрации города Ульяновска от 22.03.2013 в„– 1183 утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Указанной схемой размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск" размещение торгового павильона по адресу: г. Ульяновск, восточнее жилого дома в„– 1 по ул. Скочилова, не предусмотрено.
Согласно пункту 17 Порядка в„– 47 схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными и пожарными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования в Ульяновской области.
Суд первой инстанции установил, что в рассматриваемом деле имеет место именно рассмотрение органом местного самоуправления заявления частного лица о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов нового торгового объекта, расположенного на землях муниципального образования.
Суд первой инстанции указал, что орган местного самоуправления, с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования свободен в выборе мест (адресов), включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов, а субъекты предпринимательской деятельности не наделены правом требовать включения конкретных мест (адресов) в схему. Отсутствие в схеме мест нахождения киосков, павильонов по адресу, указанному заявителем, не является ограничением доступа на рынок торговли, поскольку не лишает предпринимателя права претендовать на размещение нестационарных торговых объектов в другом месте, которое входит в перечень, содержащийся в схеме.
Кроме того, указал суд первой инстанции, статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе, в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Согласно представленному в материалы дела фрагменту Генерального плана города Ульяновска и фотографий данной конкретной местности испрашиваемый участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования.
На испрашиваемом земельном участке имеются элементы озеленения (зеленые насаждения - молодые деревья); на указанном земельном участке присутствуют деревья, высаженные в рамках акции "Посади и вырасти свое дерево" в осенний период 2013 года.
С учетом изложенного суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ИП Таушкина Л.Д. оспаривает выводы судов, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по делу в„– А72-15658/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.В.МОСУНОВ
Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
И.Ш.ЗАКИРОВА
------------------------------------------------------------------