Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 N Ф06-9144/2016 по делу N А65-22403/2015
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, обязании осуществить постановку на кадастровый учет объекта недвижимости.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением документов, на основании которых составляется технический план объекта недвижимости.
Решение: Производство по делу прекращено в части признания незаконным отказа в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в связи с отказом истца от иска. В оставшейся части требование удовлетворено, поскольку заявителем в орган кадастрового учета была представлена декларация об объекте недвижимости, на основании которой составляется технический план объекта недвижимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. в„– Ф06-9144/2016

Дело в„– А65-22403/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сакиной М.А., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - Левашиной Е.Г., доверенность от 28.10.2015 в„– 146,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.02.2016 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
А65-22403/2015
по заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об обязании осуществить постановку на кадастровый учет объекта недвижимости, с участием в деле третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань.

установил:

муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - заявитель, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета по заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 19.05.2015 в„– 35-2160789, выраженного в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета от 27.08.2015 в„– 1600/501/15-115535; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Степана Халтурина, д. 11/10, пом. 1101.
Определением от 28.10.2015 Арбитражный суд Республики Татарстан осуществил замену ненадлежащего ответчика Управления на надлежащего федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, орган кадастрового учета).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Росреестра, исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Комитетом заявлен частичный отказ от заявленных требований в части признания незаконным решения Кадастровой палаты от 27.08.2015 в„– 1600/501/15-115535 об отказе в осуществлении кадастрового учета по заявлению о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости от 19.05.2015 в„– 35-2160789, а также об изменении предмета заявленных требований в оставшейся части.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.02.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016, принят отказ заявителя от иска в части требования о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 27.08.2015 в„– 1600/501/15-115535, производство по делу в данной части прекращено, в оставшейся части иск удовлетворен, которым на Кадастровую палату возложена обязанность осуществить постановку на кадастровый учет объекта недвижимости, в соответствии с заявлением от 19.05.2015 года в„– 35-2160789 и приложенными к нему документами.
Кадастровая палата, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, Комитет обратился в Кадастровую палату с заявлением от 19.05.2015 в„– 35-2160789 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Степана Халтурина д. 11/10, пом. 1101, на который решением от 26.05.2015 в„– 1600/501/15-83221 приостановлено на три месяца осуществление кадастрового учета и впоследствии получен отказ от 27.08.2015 в„– 1600/501/15-145535, со ссылкой на несоответствие заявления и необходимых документы по форме и содержанию требованиям законодательства о кадастре, в том числе, поскольку представленный технический план по содержанию не отвечает требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 29.11.2010 в„– 583.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм материального права в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон в„– 221-ФЗ) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона в„– 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Федерального закона в„– 221-ФЗ (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно статье 26 Федерального закона в„– 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
В силу статьи 27 Федерального закона в„– 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи, в том числе это возможно, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона в„– 221-ФЗ орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные данным Законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 данного Закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Из материалов настоящего дела следует, что Кадастровая палата в качестве оснований к приостановлению и последующему отказу в осуществлении кадастрового учета, сослалась на несоответствие технического плана по содержанию требованиям к подготовке технического плана помещения, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 29.11.2010 в„– 583, а именно, что декларация об объекте недвижимости в составе приложения технического плана не является документом на основании которого могут быть внесены сведения о помещении в данный технический план, такие сведения должны быть внесены на основании разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, а также изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта помещения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение.
Указанные выводы органа кадастрового учета являются необоснованными исходя из следующего.
Согласно части 8 статьи 41 Федерального закона в„– 221-ФЗ сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта помещения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение.
В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Таким образом, указание о том, что декларация об объекте недвижимости не является документом, на основании которого составляется технический план, противоречит положениям названного Закона, который прямо предусматривает, что в случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.06.2015, Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 09.04.2015, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 26.01.2015 по делу в„– А65-18408/2014.
Материалами дела подтверждается, что заявителем технический план на спорное помещение предоставлен Кадастровой палате с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.
С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно приняли во внимание, что спорное помещение в„– 1101 находится в здании - 6-этажном многоквартирном жилом доме 1953 года постройки, по адресу: г. Казань, ул. Степана Халтурина д. 11/10, состоящем на кадастровом учете с кадастровым номером 16:50:090439:58, дата внесения в государственный кадастр недвижимости 27.05.2009, что подтверждается кадастровой выпиской от 29.12.2015.
Также орган кадастрового учета не оспаривает факт отсутствия разрешения на ввод оспариваемого помещения в эксплуатацию, что подтверждается письмами Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Национального архива Республики Татарстан, на соответствующие запросу Комитета.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 41 Закона в„– 221-ФЗ Комитет представил в орган кадастрового учета технический план помещения с приложением к нему в виде соответствующей декларации об объекте недвижимости.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Кадастровой палаты, предусмотренные законом, основания для приостановления осуществления кадастрового учета помещения, и основания для последующего отказа в осуществлении кадастрового учета, что привело к нарушению органом кадастрового учета прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.02.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу в„– А65-22403/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
М.А.САВКИНА
И.Ш.ЗАКИРОВА


------------------------------------------------------------------