Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 N Ф06-8665/2016 по делу N А72-9139/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил пени и штраф, указав, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в заявленный налоговый период земельный налог следовало исчислять исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной действующим на тот период нормативным актом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. в„– Ф06-8665/2016

Дело в„– А72-9139/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Шатрова М.И., (директор), протокол от 19.05.2015 в„– 01/05-2015
ответчика - Маняпова Л.Б., доверенность от 18.03.2016 в„– 03-07/04756,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МИКА МОТОР"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2015 (судья Каргина Е.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А72-9139/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИКА МОТОР", (ОГРН 1027300540190, ИНН 7302016874), Ульяновская область, г. Димитровград к Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Ульяновской области, (ОГРН 1107302000926, ИНН 7329000014), г. Димитровград, о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Ульяновской области от 19.01.2015 в„– 11-20/497, об обязании инспекции устранить нарушение прав и законных интересов общества путем перечисления на счет организации излишне уплаченного земельного налога за 2012 год в сумме 639 611 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мика Мотор" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Ульяновской области (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган), о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Ульяновской области от 19.01.2015 в„– 11-20/497, об обязании инспекции устранить нарушение прав и законных интересов общества путем перечисления на счет организации излишне уплаченного земельного налога за 2012 год в сумме 639 611 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016, признан недействительным пункт 3 резолютивной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Ульяновской области от 19.01.2015 в„– 11-20/497. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
ООО "Мика Мотор", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, принять новый судебный акт.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы в„– 7 по Ульяновской области проведена камеральная налоговая проверка четвертой уточненной налоговой декларации ООО "Мика Мотор" по земельному налогу за 2012 год.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 19.11.2014 в„– 11-20/6703.
По результатам рассмотрения материалов проверки, ответчиком вынесено решение от 19.01.2015 в„– 11-20/497 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, о доначислении земельного налога в размере 446 202 руб. с предложением налогоплательщику уплатить данную сумму и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 03.04.2015 - в удовлетворении апелляционной жалобы общества отказано, решение налогового органа вступило в силу.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд, ссылаясь на то, что с принятием Правительством Ульяновской области постановления в„– 21-П от 18.01.2012 утратило силу Постановление Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 в„– 508-П, в связи с чем авансовые платежи за 2012 год на основании утратившего силу нормативного акта не могли быть уплачены, представление уточненной нулевой декларации по земельному налогу за 2012 год обоснованно, налоговый орган, по мнению заявителя, неправомерно удерживает налог, перечисленный обществом за 2012 год в общем размере 639 611 руб.
Судами приняты вышеуказанные судебные акты.
Кассационная инстанция находит выводы сов первой и апелляционной инстанций правомерными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявителю в 2012 году принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 73:23:012609:60, 73:23:012609:61 (6 месяцев) и 73:23:012609:1767, 73:23:012609:1768, 73:23:012609:1769 (6 месяцев).
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 в„– 316 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
На основании определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 в„– 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Таким образом, постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 в„– 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" вступает в силу в порядке, определенном ст. 5 Кодекса, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Судами правильно отмечено, что, поскольку постановление от 18.01.2012 в„– 21-П опубликовано 27.01.2012, для целей налогообложения оно действует с 01.01.2013.
Таким образом, на 2012 год действовало постановление Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 в„– 508-П, должна применяться кадастровая оценка, утвержденная данным постановлением.
Следовательно, правомерно не приняты доводы заявителя об отсутствии кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году и обоснованности представления им налоговой декларации за данный период с нулевыми показателями.
Оспариваемое решение в части п. 3 правомерно признано судами недействительным, поскольку доначисленный камеральной налоговой проверкой налог заявителем уплачен в полном размере до представления четвертой нулевой уточненной декларации (л.д. 86 - 89), а потому налоговая инспекция не имела правовых оснований предлагать налогоплательщику в оспариваемом решении (пункт 3 резолютивной части решения налогового органа от 19.01.2015 в„– 11-20/497) повторно уплатить налог в соответствующий бюджет.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 по делу в„– А72-9139/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН


------------------------------------------------------------------