Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.03.2016 N Ф06-6548/2016 по делу N А65-14985/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, ссылаясь на то, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, на основании которой было принято оспариваемое решение, в спорном периоде применению не подлежала.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2016 г. в„– Ф06-6548/2016

Дело в„– А65-14985/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Хабибрахмановой Ф.Р., доверенность от 09.11.2015 в„– 2.4-16/012145,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.09.2015 (судья Абдуллаев А.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу в„– А65-14985/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "Коттеджный поселок "Загородная усадьба", г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
о признании недействительным решения от 23.03.2015 в„– 1531,

установил:

закрытое акционерное общество "Коттеджный поселок "Загородная усадьба" (далее - ЗАО "Коттеджный поселок "Загородная усадьба", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 4 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России в„– 4 по РТ, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.03.2015 в„– 1531 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.09.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрайонная ИФНС России в„– 4 по РТ обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 16.02.2015 в„– 348 инспекцией принято решение от 23.03.2015 в„– 1531 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислен земельный налог за 2011 год в размере 1 241 662 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 27.05.2015 в„– 2.14-0-18/012926@ решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Основанием принятия оспариваемого решения явилось применение налоговым органом кадастровой стоимости земельных участков по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 в„– 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан".
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 в„– 165-О-О, от 01.03.2011 в„– 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Кодекса должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса).
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона в„– 221-ФЗ осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в данном случае рыночная стоимость земельных участков не определялась, следовательно, подлежит применению кадастровая стоимость.
Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 в„– 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан" вступает в законную силу не ранее чем через 10 дней после официального опубликования. Данное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановление и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 02.02.2011 за в„– 5.
Следовательно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в которой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют в порядке, установленном налоговым законодательством.
В силу статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
При этом акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 в„– 1102 подлежит применению только с 01.01.2012.
Поскольку налоговый период по земельному налогу 2011 года не охватывается Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 в„– 1102, применению подлежит ранее действовавшая кадастровая оценка спорных земельных участков.
Доводы налогового органа о необходимости применения Постановления Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 в„– 1102 основаны на неверном толковании закона.
В рассматриваемый налоговый период обществу принадлежали земельные участки, перечень которых приведен в акте проверки, оспариваемом решении и заявлении общества.
Расчет земельного налога произведен заявителем на основании сведений ФГБУ "Земельная кадастровая палата" Республики Татарстан о кадастровой стоимости земельных участков, кадастровые справки имеются в материалах дела. При этом по земельному участку с кадастровым номером 16:24:150305:295 земельный налог рассчитан налогоплательщиком, исходя из большей кадастровой стоимости, нежели указано в представленной кадастровой справке.
Произведенный налогоплательщиком расчет земельного налога налоговым органом не оспорен, был предметом проверки в судебном заседании первой и апелляционной инстанций и признан обоснованно верным.
С учетом вышеизложенного, требования заявителя были обоснованно судами удовлетворены.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по делу в„– А65-14985/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------