Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.03.2016 N Ф06-6851/2016 по делу N А65-14939/2015
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал муниципальное учреждение нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с предоставлением обществу земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов, а также в связи с совершением действий по переводу земельных участков с одного вида разрешенного использования на другой.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что общество приобрело земельные участки, являвшиеся не муниципальной собственностью, а собственностью иного юридического лица, кроме того, процедура перевода участков с одного вида разрешенного использования на другой сторонами соблюдена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2016 г. в„– Ф06-6851/2016

Дело в„– А65-14939/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Садреева А.А., доверенность от 15.03.2016 в„– 15/15-04-3625, Садреева А.А., доверенность от 29.06.2015 в„– 5727/ИК,
в отсутствие:
ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,
третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2015 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А65-14939/2015
по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г. Казань, Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево Республики Татарстан, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Казанской городской думы, г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Ясная поляна" (ИНН 1655213996, ОГРН 1111690030649), г. Казань, об оспаривании решения,

установил:

муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным решения Татарстанского УФАС России по делу в„– 06-831/2014 в части признания Управления нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при совершении действий по переводу земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:090704:0002 и 16:24:090704:0004 из зон сельскохозяйственных угодий (СХ) в зону индивидуальной малоэтажной жилой застройки (Ж2) для строительства жилого комплекса "Ясная Поляна".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Казанская городская дума и общество с ограниченной ответственностью "Ясная поляна" (далее - ООО "Ясная поляна").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015, заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.03.2016 произведена замена судьи Мухаметшина Р.Р., участвовавшего при рассмотрении дела, на судью Гатауллину Л.Р. в связи с болезнью судьи Мухаметшина Р.Р.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки Татарстанское УФАС России приняло решение от 03.04.2015 по делу в„– 06-831/2015, которым признало Управление нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при совершении действий по переводу земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:090704:0002 и 16:24:090704:0004 из зон сельскохозяйственных угодий (СХ) в зону индивидуальной малоэтажной жилой застройки (Ж2) для строительства жилого комплекса "Ясная Поляна", что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Следовательно, лицо может быть признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в том случае, если будет доказано, что принятые им акты и (или) осуществленные им действия (бездействие) привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При рассмотрении дела в„– 06-831/2015 Татарстанское УФАС России установило, что ООО "Ясная Поляна" осуществляет строительство жилого комплекса "Ясная Поляна" на 447 земельных участках, образованных в результате разделения земельных участков под кадастровыми номерами 16:24:090704:0002 и 16:24:090704:0004, которые в соответствие с Законом Республики Татарстан от 28.12.2007 в„– 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан" вошли в границы города Казани (ранее они относились к землям Лаишевского муниципального района).
Из материалов дела следует, что 19.03.2004 ООО "Агрофирма Ильман" зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:24:090704:0002, приобретенный по договору купли-продажи от 31.10.2003.
ООО "Агрофирма Ильман" по договору купли-продажи от 02.12.2005 продало ООО "Деметра" земельный участок с кадастровым номером 16:24:090704:0002.
06.06.2007 ООО "Агрофирма Ильман" по договору купли-продажи, заключенному с Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, приобрело земельный участок с кадастровым номером 16:24:090704:0004 и зарегистрировало право собственности на указанный земельный участок.
22.04.2008 между ООО "Деметра" и ООО "УКЗ" заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:0002, переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке.
22.04.2008 между ООО "Агрофирма Ильман" и ООО "УКЗ" заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:0004.
26.07.2010 между ООО "УКЗ" и ОАО "ПроФИТ Групп" заключен договор купли-продажи в„– 79/10 земельного участка общей площадью 2 835 500 кв. м с кадастровым номером 16:24:090704:0002 и земельного участка общей площадью 56 569 кв. м с кадастровым номером 16:24:090704:0004, а также нежилых помещений (летние дачи), находящихся по адресу: г. Казань, 20-й км, Б.Матюшино, П.Ковали. ООО "ПроФИТ Груп" зарегистрировало право собственности на указанное имущество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.09.2010.
Земельный участок с кадастровым номером 16:24:090704:0002 поставлен на кадастровый учет 24.08.2006 с разрешенным использованием "сельскохозяйственное производство", категория земель - земли населенного пункта, что подтверждается кадастровым паспортом от 18.05.2011 31600/301/11-89885.
Согласно кадастровому паспорту от 28.01.2011 в„– 1600/301/11-12128 земельный участок с кадастровым номером 16:24:090704:0004 поставлен на кадастровый учет 18.09.2006 с разрешенным использованием "под размещение базы отдыха", категория земель - земли населенных пунктов.
По заявлению ООО "ПроФИТ Групп" и в соответствии с заключением комиссии по землепользованию и застройке при руководителе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Казанская городская дума приняла решение от 28.11.2011 в„– 11-9, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:090704:0004 и 16:24:090704:0002 переведены из зон сельскохозяйственных угодий (СХ) в зону индивидуальной и малоэтажной жилой застройки Ж2.
По договору купли-продажи от 16.08.2011 в„– 186/11 ООО "Ясная Поляна" приобрело у ОАО "ПроФИТ Групп" земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:090704:0002 и 16:24:090704:0004 и нежилые помещения (летние дачи). ООО "Ясная Поляна" зарегистрировало право собственности на указанное имущество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 23.08.2011.
26.12.2012 ООО "Ясная Поляна" зарегистрировало прекращение объекта - земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:0004 в связи с его преобразованием путем раздела на 15 земельных участков.
По мнению Татарстанского УФАС России, именно в результате действий Учреждения ООО "Ясная Поляна" в нарушение положений статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) об особенностях предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, получило земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:090704:0002 и 16:24:090704:0004 для жилищного строительства в собственность без проведения торгов, в обход процедуры, которой было предусмотрено проведение аукциона по продаже земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Правил застройки и землепользования (часть II Градостроительного устава г. Казани), утвержденных решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 в„– 51-19 (в редакции Решения Казанской городской Думы от 08.10.2010 в„– 5-54) (далее - Правила застройки и землепользования), правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий) имеют право самостоятельно выбирать и менять вид (виды) использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенный как основной и вспомогательный для соответствующих территориальных зон без дополнительных разрешений и согласований.
Согласно части 2 статьи 30.1 Правил застройки и землепользования для целей данной статьи под правообладателями земельных участков понимаются, в том числе, собственники земельных участков.
В части 3 статьи 30.1 Правил застройки и землепользования изменение разрешенного вида использования осуществляется при соблюдении целевого назначения земельного участка.
Частью 4 статьи 30.1 Правил застройки и землепользования установлено, что не допускается изменение разрешенного вида использования земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством, на виды разрешенного использования, связанные со строительством объекта капитального строительства на таком участке.
В части 5 статьи 30.1 Правил застройки и землепользования указано, что соответствие требованиям, предусмотренным частями 3 и 4 данной статьи, подтверждается заключением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и является основанием для изменения вида разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31.12.2012, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 ГрК РФ в части соответствующих требований.
Положением о Комиссии по землепользованию и застройке при Руководителе Исполнительного комитета г. Казани, утвержденным Постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 27.04.2007 в„– 841, предусмотрено, что данная Комиссия организовывает и проводит публичные слушания.
Как следует из оспариваемого решения Татарстанского УФАС России, в Комиссию поступило заявление ОАО "ПроФИТ Групп" от 03.05.2011 в„– 235-А о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования в части перевода из зон сельскохозяйственных угодий предприятий незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса опасности) (П1), специального назначения (Д3) в зону индивидуальной и малоэтажной жилой застройки (Ж2) в отношении земельного участка площадью 56 569 кв. м с кадастровым номером 16:24:090704:0002 и земельного участка площадью 2 835 500 кв. м с кадастровым номером 16:24:090704:0004.
С учетом заключения Комиссии и в соответствии с постановлением мэра г. Казани от 10.08.2011 в„– 305 проведено публичное слушание 19.09.2011 по проекту решения Казанской городской думы, которое признано состоявшимся.Решением Казанской городской думы от 28.11.2011 в„– 6-20 в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования внесены изменения, земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:090704:0002 и 16:24:090704:0004 переведены из зон сельскохозяйственных угодий (СХ) в зону индивидуальной малоэтажной жилой застройки (Ж2).
Следовательно, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, процедура перевода земельных участков с одного вида разрешенного использования на другой соблюдена.
ООО "Ясная Поляна" приобрело земельные участки, являвшиеся собственностью другого юридического лица, а не муниципальной собственностью, что исключает проведение торгов.Кроме того, судами отмечено, что согласно пункту 3 Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного Решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 в„– 27-33.1.1, в полномочия заявителя входят: осуществление планирования застройки, территориального зонирования земель города; организация разработки проекта генерального плана города, плана реализации генерального плана города, проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в генеральный план города, в план реализации генерального плана города, проектов инженерных сооружений и благоустройства города; организация разработки правил землепользования и застройки в соответствии с генеральным планом города, внесение изменений в правила землепользования и застройки и внесение их на утверждение в Казанскую городскую думу; подготовка заключений на проекты документов территориального планирования, действие которых распространяется на территорию города и иных муниципальных образований, имеющих общую границу с городом; подготовка заключений и иных материалов для организации и проведения публичных слушаний в установленных законодательством случаях и другие вопросы территориального зонирования.
Пунктом 2.2.4 Положения о Комиссии по землепользованию и застройке при Руководителе Исполнительного комитета г. Казани, утвержденного Постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 27.04.2007 в„– 841, предусмотрено, что Комиссия осуществляет подготовку заключений с рекомендациями о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в Правила застройки и землепользования либо отклонении таких предложений и направляет заключение руководителю Исполнительного комитета г. Казани.
Следовательно, как правильно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, принятие окончательного решения об изменении разрешенного использования не входит в компетенцию Управления архитектуры и градостроительства и Комиссии.
При таких обстоятельствах, судами правильно указано на то, что вывод Татарстанского УФАС России о нарушении Управлением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции неправомерен, а оспариваемое решение Татарстанского УФАС России нарушает права и законные интересы Управления, поскольку в пункте 2 резолютивной части этого решения указано на передачу материалов дела должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 по делу в„– А65-14939/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------