Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2016 N Ф06-5319/2015 по делу N А55-9700/2015
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка.
Обстоятельства: При заключении договора купли-продажи между сторонами возникли разногласия относительно выкупной цены земельного участка.
Решение: Спорный пункт утвержден в редакции истца, выкупная цена земельного участка определена исходя из его кадастровой стоимости, существующей на момент подачи заявления о выкупе земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. в„– Ф06-5319/2015

Дело в„– А55-9700/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
истца - Малышевой Н.А. (доверенность от 19.01.2016),
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации городского округа Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2015 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Пышкина Н.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу в„– А55-9700/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диалог", г. Самара (ОГРН 1056315002523, ИНН 6315573790) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, об урегулировании разногласий при заключении договора,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Диалог" (далее - ООО "Диалог") обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) и Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцу нежилое здание, с кадастровым номером 63601:0509003:982, площадью 798 кв. м, расположенном по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 219, изложив пункт 2.1 договора в редакции ООО "Диалог", а именно: "2.1 Цена Участка составляет 360 984,56 (триста шестьдесят тысяч девятьсот восемьдесят четыре) рубля 56 копеек без НДС".
Определением суда от 22.06.2015 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика, в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечена администрация городского округа Самара (далее - Администрация).
До принятия судом решения истец уточнил ответчика, обязанного заключить договор по спорному условию, указав в качестве надлежащего ответчика Администрацию, обладающей полномочиями по заключению договоров купли-продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, согласно постановлению администрации городского округа Самара от 01.04.2015 в„– 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара". Суд принял данные уточнения исковых требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015, урегулированы разногласия при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с кадастровым номером 63:01:0509003:982, площадью 798 кв. м, расположенном по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 219, изложив пункт 2.1 в редакции истца, а именно:
"Пункт 2.1 цена участка составляет 360 984,56 (триста шестьдесят тысяч девятьсот восемьдесят четыре) рубля 56 копеек без НДС".
В иске к Министерству и Департаменту отказано.
Министерство и Администрация обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права и не соответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Представитель истца, считая доводы жалоб несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Диалог" является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 219, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 12.01.2007 серии 63-АВ в„– 342079.
30 апреля 2008 года ООО "Диалог" обратилось в Министерство с заявлением о выкупе земельного участка, на котором расположено указанное нежилое здание (вх. регистрационный номер 12-1/1400/08 от 30.04.2008).
Земельный участок, на котором находится объект недвижимости истца, сформирован и поставлен на кадастровый учет 19.06.2009 с кадастровым номером 63:01:05 09 003:511 с разрешенным использованием: занимаемого нежилым зданием (литера ББ1), что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.06.2009 в„– 63-00-102/09-242803.
05 августа 2009 года после формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет истцом вновь подано заявление о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Приказом Министерства от 04.09.2009 в„– 1394 принято решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:05 09 003:511 общей площадью 798,00 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 219, в собственность ООО "Диалог".
Между тем проект договора купли-продажи земельного участка в адрес ООО "Диалог" представлен лишь 20.02.2015. При этом вследствие длительного срока рассмотрения заявления и оформления перехода права собственности сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:05 09 003:511, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости были аннулированы.
В настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:05 09 003:982, площадью 798 кв. м, расположенном по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 219.
Таким образом, вновь поставленный 16.01.2014 на кадастровый учет земельный участок является аналогом ранее сформированного земельного участка.
В этой связи, приказом Министерства от 20.02.2015 в„– 454 внесены изменения в ранее принятый приказ от 04.09.2009 в„– 1394, изменяющий кадастровый номер земельного участка, подлежащего передаче в собственность ООО "Диалог".
20 февраля 2015 года Министерством в адрес истца представлен проект договора купли-продажи земельного участка, в котором цена земельного участка составляет 2 347 430,95 (два миллиона триста сорок семь тысяч четыреста тридцать рублей 95 копеек) без НДС, исходя из расчета цены выкупа земельного участка из 12-кратной ставки земельного налога и кадастровой стоимости 13 041 283,08 руб. по 9 группе разрешенного вида использования земельного участка (СЗУПКСз - 16342,46 руб./кв. м) согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.06.2010 в„– 63-00-102/256660.
18 марта 2015 года ООО "Диалог", не согласившись с расчетом цены выкупа земельного участка, направило в протокол разногласий к представленному проекту договора купли-продажи и просило заключить договор с ценой выкупа земельного участка в размере 360 984,56 рублей, соответствующей положениям законодательства, действующим на дату возникновения права ООО "Диалог" на покупку спорного земельного участка.
Министерством протокол разногласий не был рассмотрен по существу. В ответе от 25.03.2015 в„– 12/4424 Министерство сослалось на то, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, с 01.03.2015 отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городского округа Самара.
Указывая, что в результате до настоящего времени договор купли-продажи земельного участка с ООО "Диалог" не заключен, протокол разногласий не рассмотрен, возражения по нему в адрес ООО "Диалог" не поступали, общество обратилось в суд с настоящим иском.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 в„– 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 26.02.2015 в„– 11-ГД, вступившим в силу 01.03.2015, внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 в„– 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", в Закон Самарской области от 11.03.2005 в„– 94-ГД "О земле" в части исключения из компетенции органов государственной власти Самарской области полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
Во исполнение Закона Самарской области от 29.12.2014 в„– 134-ГД постановлением администрации городского округа Самара от 01.04.2015 в„– 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара переданы Администрации.
В соответствии со статьей 25 Устава городского округа Самара Самарской области Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 в„– 11-ГД Министерство распоряжением от 27.02.2015 в„– 01 также прекратило бюджетные полномочия по администрированию следующих кодов классификации доходов бюджета: 705 1 11 05012 04 0100 120 "Доходы, в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах городских округов, средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков" и 705 1 11 05012 04 0100 430 "Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах городских округов".
В соответствии с частью 4 статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации 100 процентов дохода от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов поступает в местный бюджет.
С учетом установленных по делу обстоятельств и руководствуясь названными положениями закона, суды пришли к обоснованному выводу о том, что права и обязанности продавца спорного земельного участка перешли к новому уполномоченному органу, в данном случае к администрации городского округа Самара, повторного обращения истца за предоставлением земельного участка в собственность за выкуп к надлежащему уполномоченному органу не требуется, надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация городского округа Самара.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок юридическому лицу необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления данного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка, в том числе на праве собственности.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из содержания статьи 36 ЗК РФ следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает с подачей этим лицом соответствующего заявления. Наличие заявления с приложенными к нему необходимыми документами дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения, принимается во внимание необходимость обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли-продажи (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ). В связи с этим выкупную цену земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о необходимости исчисления выкупной цены по договору купли-продажи на основании действительной кадастровой стоимости земельного участка в размере 360 984,56 руб., определенной по данным кадастрового учета по состоянию на 05.08.2009.
При отсутствии бесспорных доказательств, свидетельствующих об отнесении земельного участка на момент подачи заявления к 9 группе вида разрешенного использования (офисное здание), суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Приложенные Министерством к кассационной жалобе новые доказательства, в том числе решение об исправлении технической ошибки от 18.06.2010, не были представлены им ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций, поэтому вывод судов об отсутствии в деле документов, подтверждающих отнесение земельного участка к 9 группе вида разрешенного пользования на дату подачи заявления, соответствует имеющимся в деле доказательствам. Оснований для переоценки вывода суда с учетом представленных в суд кассационной инстанции документов арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает (часть 3 статьи 286 АПК РФ).
Кроме того, суды правомерно исходили из того, что применение кадастровой стоимости, предложенной Министерством, нарушает права и законные интересы истца, поскольку бездействие уполномоченного органа не должно создавать отрицательных последствий для заявителя, в том числе связанных со своевременностью приведения сведений государственного кадастра недвижимости в соответствие с фактическим использованием земельного участка.
Иные доводы заявителей, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, и судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Обстоятельства настоящего дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством с учетом предмета заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 3, 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 по делу в„– А55-9700/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------