По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2016 N Ф06-11850/2016 по делу N А65-24878/2015
Требование: Об обязании вернуть излишне уплаченные капитализированные платежи.
Обстоятельства: По мнению предприятия, капитализированные платежи, уплаченные им в период банкротства, являются излишне внесенными денежными средствами и подлежат возврату, так как предприятие продолжает свою хозяйственную деятельность и в общем порядке вносит в орган Фонда социального страхования РФ страховые взносы.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, поскольку установлено, что в период банкротства предприятия органом Фонда социального страхования РФ производились страховые выплаты работникам предприятия, пострадавшим на производстве.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2016 г. в„– Ф06-11850/2016
Дело в„– А65-24878/2015
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.
при участии представителей:
заявителя - Шарипова И.Э., доверенность от 01.09.2015 б/н,
ответчика - Зыковой О.Ю., доверенность от 07.10.2013 в„– 117,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Москва, Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2016 (судья Путяткин А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)
по делу в„– А65-24878/2015
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Альметьевское троллейбусное управление" (ОГРН 1021601626144, ИНН 1644009639) к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, об обязании вернуть излишне уплаченные капитализированные платежи в сумме 4 887 373 рублей 19 копеек, третье лицо Фонд социального страхования Российской Федерации, г. Москва,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Альметьевское троллейбусное управление" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением об обязании Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - учреждение) вернуть излишне уплаченные капитализированные платежи в сумме 4 887 373 рублей 19 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - фонд).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2016 исковые требования удовлетворены частично, суд обязал фонд вернуть предприятию капитализированные платежи в сумме 4 299 070 рублей 20 копеек; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационных жалобах учреждение и фонд просят отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 23.08.2015 до 10 часов 00 минут 29.08.2015.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2012 по делу в„– А65-34585/2011 предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.11.2012 требования Федеральной налоговой службы России включены в состав третьей очереди реестра требований кредиторов предприятия с требованием в размере 4 887 373 рублей 19 копеек капитализируемых платежей.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2015 удовлетворено заявление муниципального унитарного предприятия "Управление ресурсами Альметьевского муниципального района" о намерении погасить требования к предприятию об уплате обязательных платежей, а в соответствии с определением суда от 13.03.2015 задолженность по капитализированным платежам на сумму 4 887 373 рублей 19 копеек перед уполномоченным органом погашена, что подтверждается представленным в материалы дела письмом учреждения от 03.03.2015.
Аналогичные обстоятельства о погашении задолженности по капитализированным платежам на сумму 4 887 373 рублей 19 копеек подтверждается письмом учреждения от 03.03.2015, изложены в определении суда от 27.03.2015 по делу в„– А65-34585/2011.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства повторному доказыванию не подлежат.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2015 по делу в„– А65-34585/2011 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия прекращено.
28.07.2015 предприятие обратилось в учреждение с заявлением о возврате капитализированных платежей на сумму 4 887 373 рублей 19 копеек.
Письмом от 26.08.2015 учреждение в возврате капитализированных платежей отказало.
Полагая, что уплаченные в период банкротства предприятия капитализированные платежи в настоящее время являются для него излишне уплаченной суммой и подлежат возврату, так как предприятие продолжает свою хозяйственную деятельность и в общем порядке уплачивает страховые взносы, в том числе и на средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, заявитель обратился в суд с иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон в„– 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона в„– 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона в„– 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), либо в смету расходов на содержание страхователя.
На основании пункта 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона в„– 125-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 в„– 863.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 30.11.2006 в„– 57, Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Таким образом, исходя из указанных норм права, обязанность по уплате капитализированных платежей в Фонд социального страхования возникает у страхователя только в случае ликвидации юридического лица с целью погашения Фондом социального страхования требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону в„– 125-ФЗ, после ликвидации причинителя вреда. При отсутствии процедуры ликвидации страхователь - юридическое лицо обязано в общем порядке уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Соответственно, в случае прекращения процесса ликвидации обязанность по уплате капитализированных платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право, а удовлетворение их требований производится в общем порядке за счет выплат страхователя, продолжающего свою деятельность.
Судами установлено, что производство по делу в„– А65-34585/2011 о несостоятельности (банкротстве) предприятия прекращено, оно продолжает осуществлять деятельность, уплачивает страховые взносы по обязательному социальному страхованию, в том числе на средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.
Таким образом, судебная коллегия считает правильным вывод судов о том, что уплаченные в период ликвидации капитализированные платежи в настоящее время являются для предприятия излишне уплаченной суммой.
В соответствии со статьей 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчик - получатель и распорядитель поступивших капитализированных платежей.
Поскольку именно ответчик являлся получателем капитализированных платежей, он является и лицом, к которому может быть направлено требование о возврате уплаченных платежей.
Отсутствие механизма возврата капитализированных платежей не является основанием для удержания фондом денежных средств.
Податель жалобы ссылается на то, что капитализированные платежи строго персонифицированы и учреждение не имеет право расходовать их на выплаты иным пострадавшим ликвидированного страхователя - юридического лица.
Однако в соответствии со статьей 20 Закона в„– 125-ФЗ формирование средств на осуществление упомянутого вида социального страхования осуществляется за счет различных источников, в том числе страховых взносов, уплачиваемых работодателями на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, начисляемых на них штрафов и пеней, а также капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей и иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации
Как усматривается из материалов дела, приказы о назначении страховых выплат изданы учреждением до введения конкурсного производства на предприятии. Соответственно, оплата страховых взносов осуществлялось самим учреждением за счет взносов, начисленных страхователем (предприятием) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.
При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 08.05.2015 по делу в„– 307-ЭС14-7082, ни страховые взносы, ни капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным работником. Средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний управляет Фонд социального страхования как специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации (пункты 1 и 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 в„– 101).
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает законными и обоснованными.
Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 по делу в„– А65-24878/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Москва, Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Р.Р.МУХАМЕТШИН
------------------------------------------------------------------