По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2016 N Ф06-8901/2016 по делу N А55-17417/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, об обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Обстоятельства: Отказ мотивирован неустранением обществом причин, вызвавших приостановление государственной регистрации перехода права и права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый отказ регистрирующего органа признан правомерным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. в„– Ф06-8901/2016
Дело в„– А55-17417/2015
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу в„– А55-17417/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Валди", г. Тольятти, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, об оспаривании отказа в государственной регистрации
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Валди" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Росреестр) от 22.06.2015 в„– 63/009/400/2015-3622 в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Свердлова, южнее жилого д. 104, кадастровый номер 63:09:0000000:2500, обязании зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок и выдать обществу свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок без заявления о государственной регистрации прав и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов, а также без повторной оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - теруправление).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016, в удовлетворении требований отказано.
Теруправление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Росреестр, обжалуя постановление апелляционного суда, просит его изменить, исключив из мотивировочной части вывод об отсутствии в необходимости получения и.о. заместителя руководителя теруправления Шевяховой Ю.В. специальной доверенности.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Теруправлением принято распоряжение от 27.02.2015 в„– 129-р о предоставлении в собственность обществу находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Свердлова, южнее жилого д. 104. Приказ подписан руководителем теруправления Кинжабаевым А.А.
Между теруправлением и обществом заключен договор купли-продажи от 27.04.2015 в„– 09-10-221-15-129-р/43 находящегося в федеральной собственности земельного участка (из земель населенных пунктов) общей площадью 87,00 кв. м с кадастровым номером 63:09:0000000:2500, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Свердлова, южнее жилого д. 104, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, под проектирование и строительство павильона модульного типа из сборно-разборных конструкций.
На основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 12.02.2015 в„– 15/12-14/1-1, составленного ООО "ТАО" и рассмотренного отделом оценки и аудита теруправления на предмет соответствия стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности в соответствии с приказом от 23.09.2009 в„– 272 и распоряжением от 27.02.2015 в„– 129-р, стоимость земельного участка установлена в договоре в размере 477 729 руб.
Согласно пункту 4.4 данного договора общество приобретает право собственности на земельный участок после государственной регистрации перехода права собственности; основанием для государственной регистрации является договор купли-продажи.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) зарегистрирован договор аренды от 26.10.1999 в„– 1744/99, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:2500, расположенный по вышеуказанному адресу, предоставлен в аренду обществу на срок с 01.04.1999 по 31.03.2002 под проектирование и строительство павильона модульного типа из сборно-разборных конструкций. Данным договором предусмотрено, что он считается прекращенным с момента окончания срока его действия.
Общество обратилось в управление с заявлением от 08.05.2015 о государственной регистрации перехода права и права собственности на указанный земельный участок. В связи с необходимостью устранения причин, препятствующих государственной регистрации перехода права и права собственности на указанный земельный участок, государственная регистрация была приостановлена на 1 месяц (с 20.05.2015 по 20.06.2015) на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122).
Управление направило в теруправление запрос от 20.05.2015 в„– 63/009/400/2015-3622 об устранении причин, препятствующих регистрации договора купли-продажи земельного участка от 27.04.2015 в„– 09-10-221-15-129-р/143, с просьбой предоставить решение о проведении торгов, сведения о публикации в средствах массовой информации извещения о проведении торгов, нотариальную доверенность, подтверждающую полномочия Шевяховой Ю.В. на подписание указанного договора купли-продажи.
Теруправление в ответ на запрос сообщило, что указанный земельный участок подлежал продаже и предоставлен в собственность обществу на основании пункта 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривавшего преимущественное право арендатора на приобретение земельного участка в собственность, и что для подобных случаев законом не предусмотрено опубликование в средствах массовой информации извещения о проведении торгов, также у Шевяховой Ю.В. имелись полномочия на подписание указанного договора купли-продажи.
Управление сообщением от 22.06.2015 в„– 63/009/400/2015-3622 отказало в государственной регистрации права собственности общества на земельный участок в связи с неустранением причин, вызвавших приостановление регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Пунктом 4 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 в„– 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" и действовавших по состоянию на день принятия теруправлением распоряжения от 27.02.2015 в„– 129-р, при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатор торгов в том числе организует подготовку и публикацию извещения о проведении торгов, а также информации о результатах торгов, которое должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
Общество полагает, что заключив договор купли-продажи, оно реализовало преимущественное право на приобретение земельного участка в собственность.
Судами указано, что преимущественное право покупки возникает у арендатора только в случае, когда собственник - арендодатель примет решение продать этот участок.
Установленные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей по состоянию на день принятия теруправлением распоряжения от 27.02.2015 в„– 129-р принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков гарантируют равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит указанному принципу. Такой вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 в„– 310-ЭС14-7728 по делу в„– А35-8391/2013.
Намерение арендатора выкупить земельный участок не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок именно ему без проведения торгов.
Поскольку на государственную регистрацию не были представлены решение о проведении торгов и сведения о публикации в средствах массовой информации извещения о проведении торгов, управление оспариваемым сообщением правомерно отказало в государственной регистрации права собственности общества на вышеуказанный земельный участок.
При таких обстоятельствах суды признали, что указанные обстоятельства являются достаточным основанием для отказа обществу в удовлетворении заявленных требований.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у и.о. заместителя руководителя теруправления Шевяховой Ю.В. полномочий на подписание договора купли-продажи земельного участка от 27.04.2015 в„– 09-10-221-15-129-р/143 признан апелляционным судом ошибочным.
В пункте 6 Положения о теруправлении указано, что руководитель теруправления имеет заместителей, согласно пункту 7.3 данного Положения руководитель теруправления распределяет обязанности между заместителями руководителя и определяет их полномочия.
В соответствии с пунктом 7.8 данного Положения руководитель теруправления действует от имени теруправления без доверенности, заключает договоры, выдает доверенности.
Шевяхова Ю.В. подписала указанный договор на основании приказа руководителя теруправления от 12.03.2014 в„– 28 о делегировании своих полномочий. Данный факт управление и общество не опровергают.
При наличии указанного приказа не было необходимости в получении Шевяховой Ю.В. специальной доверенности.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 в„– 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", исключил из мотивировочной части решения суда первой инстанции вывод об отсутствии у Шевяховой Ю.В. полномочий на подписание договора купли-продажи указанного земельного участка.
Оснований для иной оценки данного обстоятельства у суда кассационной инстанции не имеется.
Кассационная жалоба теруправления повторяет его позицию в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационных жалобах не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 по делу в„– А55-17417/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.КАРПОВА
------------------------------------------------------------------