Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.07.2016 N Ф06-9979/2016 по делу N А06-6186/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения административного органа об отмене распоряжения об утверждении инвестиционной программы.
Обстоятельства: Административный орган ссылался на то, что реализация предложенной обществом инвестиционной программы приведет к недоступности для потребителей тарифов на тепловую энергию , поставляемую обществом, оспариваемое распоряжение издано в целях устранения нарушения норм действующего законодательства, допущенных при утверждении указанной программы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый акт принят административным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. в„– Ф06-9979/2016

Дело в„– А06-6186/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителя:
заявителя - Чагаровой А.Ш. (доверенность от 31.12.2015 в„– 19),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.12.2015 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу в„– А06-6186/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (ОГРН 1093460001095, ИНН 34451020723), к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (ОГРН 1063015050780, ИНН 3015075565) об оспаривании распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, с участием в деле третьих лиц: службы по тарифам Астраханской области (ОГРН 1053000020204, ИНН 3015068720), муниципального образования "Город Астрахань", г. Астрахань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (далее - заявитель, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Министерство ЖКХ Астраханской области, административный орган) от 30.04.2015 в„– 31-р "Об отмене распоряжения Министерства ЖКХ Астраханской области в„– 25-р от 10.04.2015 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" на 2016 - 2018 годы".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Общество указало, что письмо Службы по тарифам Астраханской области от 30.04.2015 не может служить безусловным основанием для издания оспариваемого распоряжения Министерства ЖКХ Астраханской области от 30.04.2015 в„– 31-р.
Кроме того, общество отметило, что оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям жилищного законодательства и Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 в„– 410. Также общество отметило, что данное распоряжение нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу Министерство ЖКХ Астраханской области просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Административный орган указал, что в связи с тем, что Министерство ЖКХ Астраханской области не наделено полномочиями по регулированию тарифов в Астраханской области и принимая во внимание, что отсутствие оценки доступности тарифов регулируемой организации для потребителей в инвестиционной программе истца могло привести при проведении проверки надзорным органом к признанию действий административного органа по ее утверждению незаконными и подлежащими отмене, было принято решение направить в кратчайшие сроки инвестиционную программу в службу по тарифам Астраханской области для проведения оценки доступности тарифов регулируемой организации для потребителей.
Представитель заявителя, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей на территории города Астрахани деятельность по поставке потребителям тепловой энергии.
Письмом от 27.02.2015 в„– 03-01/388 общество обратилось в Министерство ЖКХ Астраханской области с заявлением об утверждении инвестиционной программы ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" на 2016 - 2018 годы.
Распоряжением от 10.04.2015 в„– 25-р "Об утверждении инвестиционной программы ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" на 2016 - 2018 годы", Министерство ЖКХ Астраханской области утвердило прилагаемую инвестиционную программу.
06.05.2015 в адрес общества поступило письмо Министерства ЖКХ Астраханской области от 05.05.2015 в„– 04-06-0623, согласно которому следовало, что административным органом принято решение об отмене вышеуказанного ненормативного правового акта, в связи с чем было издано распоряжение от 30.04.2015 в„– 31-р "Об отмене распоряжения Министерства ЖКХ Астраханской области в„– 25-р от 10.04.2015 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" на 2016 - 2018 годы".
Не согласившись с данным распоряжением и полагая, что принятое распоряжение затрагивает интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что оспариваемое распоряжение издано в целях устранения нарушения норм действующего законодательства, допущенных при вынесении распоряжения от 10.04.2015 в„– 25-р.
Суд кассационной инстанции также не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельность в сфере теплоснабжения, предусматривает собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с правилами и с учетом требований к их содержанию, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 в„– 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении, а также части 2.1.7 раздела 2 Положения о Министерстве ЖКХ Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 18.03.2010 в„– 101-П, инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных министерством плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения утверждает Министерство ЖКХ Астраханской области.
В соответствии с пунктом 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 20 дней со дня получения от органа местного самоуправления решения о согласовании инвестиционной программы рассматривает инвестиционную программу и по результатам рассмотрения принимает решение об утверждении инвестиционной программы или об отказе в утверждении инвестиционной программы и необходимости ее доработки с указанием причин отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил.
Согласно Правилам Министерство ЖКХ Астраханской области рассмотрело инвестиционную программу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" и утвердило ее распоряжением от 10.04.2015 в„– 25-р "Об утверждении инвестиционной программы ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" на 2016 - 2018 годы".
Вместе с тем, согласно подпункту "а" пункта 30 Правил основаниями для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку является, в том числе: - недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением).
В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о службе по тарифам Астраханской области, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 в„– 49-П служба по тарифам Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), и осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) по вопросам, отнесенным к полномочиям службы, на территории Астраханской области.
Отсутствие оценки доступности тарифов регулируемой организации для потребителей в инвестиционной программе общества повлекло направление Министерством ЖКХ Астраханской области инвестиционной программы общества в Службу по тарифам Астраханской области для проведения оценки доступности тарифов регулируемой организации для потребителей.
Служба по тарифам Астраханской области, рассмотрев инвестиционную программу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", предоставило в Министерство ЖКХ Астраханской области заключение о том, что реализация предложенной обществом инвестиционной программы приведет к недоступности для потребителей тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" на территории Астраханской области.
Оценка доступности тарифов проведена Службой по тарифам Астраханской области с учетом ограничений отношении платы граждан за коммунальные услуги, установленные статьей 157.1 ЖК РФ, результат которой показал, что превышение фактической платы граждан за коммунальные услуги над установленным индексом изменения платы потребует субсидирования населения из бюджета Астраханской области.
Более того, службой по тарифам Астраханской области предоставлена информация, что на момент утверждения административным органом инвестиционной программы схема теплоснабжения в городе Астрахани для исполнения такой программы не утверждена, поэтому определить целесообразность проведения мероприятий в рамках ранее утвержденной инвестиционной программы ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" не представляется возможным.
Поскольку распоряжением Министерства ЖКХ Астраханской области от 10.04.2015 в„– 25-р утверждение инвестиционной программы осуществлено в нарушение норм федерального законодательства, Министерством ЖКХ Астраханской области в целях устранения таких нарушений было принято оспариваемое распоряжение.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций и считает, что они основаны на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.122.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 по делу в„– А06-6186/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
С.В.МОСУНОВ
Н.А.ТЮРИНА


------------------------------------------------------------------