По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.07.2016 N Ф06-8973/2016 по делу N А55-13819/2015
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права собственности субъекта РФ на земельный участок, об обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что граница спорного участка пересекается с границей смежного земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый отказ регистрирующего органа признан правомерным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2016 г. в„– Ф06-8973/2016
Дело в„– А55-13819/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Черных А.А., доверенность от 03.02.2016 в„– 36,
третьего лица (Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области) - Черных А.А., доверенность от 28.12.2015 в„– 28-07/139,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-13819/2015
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, с участием третьих лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Синяевой Людмилы Ивановны, г. Самара,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решения, выразившееся в отказе от 03.03.2015 в„– 63/026/700/2015-463 в государственной регистрации права собственности Самарской области на земельный участок с кадастровым номером: 63:26:0000000:452, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, "Ульяновск - Самара" - Жареный Бугор; об обязании Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Самарской области на земельный участок с кадастровым номером 63:26:0000000:452, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, "Ульяновск - Самара" - Жареный Бугор.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - Кадастровая палата), Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Синяева Людмила Ивановна (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из нижеследующего.
Как установлено судами, в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:26:0000000:452, площадью 7029.20 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под автомобильной дорогой общего пользования межмуниципального значения в Самарской области "Ульяновск - Самара - Жареный Бугор", расположенном по адресу: Самарская область, Красноярский район, "Ульяновск - Самара - Жареный Бугор".
Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН при проведении работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках. Сведения о правообладателе земельного участка в ГКН отсутствуют.
26.01.2015 Самарская область в лице Министерства обратилась в Управление Росреестра с заявлением в„– 63/026/700/2015-463 о регистрации права собственности Самарской области на земельный участок с кадастровым номером 63:26:0000000:452.
Сообщением от 03.03.2015 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на земельный участок 63:26:0000000:452 на основании абзаца 14 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), поскольку граница названного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка с кадастровым номером 63:26:1402001:16.
Полагая, что указанный отказ в государственной регистрации не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Министерство обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество соответствует положениям Закона о регистрации, не нарушает права и законные интересы заявителя, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 5 статьи 2, пункта 3 статьи 20 Закона о регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав, в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Основания для государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 17, 18 Закона о регистрации. Основания для отказа в государственной регистрации прав содержатся в статье 20 указанного Закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со статьями 9, 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу документов, представленных на регистрацию права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами. Правовая экспертиза регистрирующего органа сводится к проверке представленных на регистрацию документов на предмет их полноты и соответствия требованиям Закона о регистрации.
Судами установлено, что при проведении правовой экспертизы в порядке внутриведомственного взаимодействия регистрирующим органом получена информация о земельном участке с кадастровым номером 63:26:0000000:452, в частности, кадастровый паспорт от 28.01.2015 в„– 63-00-102/15-58889, согласно которому граница земельного участка 63:26:0000000:452 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 63:26:1402001:16 (строка 15 "Особые отметки").
При этом строка 15 "Особые отметки" кадастрового паспорта от 28.01.2015 в„– 63-00-102/15-58889 содержала указание на то, что "В настоящее время проводится нормализация базы данных по указанному земельному участку. Для получения запрашиваемых сведений рекомендуем вам по истечении месячного срока повторно обратиться с запросом, оформленным в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 в„– 75".
В связи с указанным, государственный регистратор обратился с запросом в Кадастровую палату с целью уточнения информации о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 63:26:000000000:452 с границами других земельных участков.
Письмом от 13.02.2015 в„– 4308 Кадастровая палата подтвердила Управлению Росреестра пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 63:26:000000000:452 с границами земельного участка с кадастровым номером 63:26:1402001:16. При этом орган кадастрового учета сообщил, что, несмотря на то, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:26:1402001:16 содержатся в ГКН с декларированной площадью, в отношении указанного земельного участка имеются сведения о координатах характерных точек границ.
Основанием для указания площади данного земельного участка в качестве декларированной является то, что координаты характерных точек границ были определены с точностью, ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, установленной на день проведения кадастровых работ. Сведения о координатах точек границ земельного участка, имеющего декларированную площадь, являются актуальными и относятся к кадастровым сведениям об объекте.
С учетом рекомендации в кадастровом паспорте от 28.01.2015, до принятия решения об отказе в государственной регистрации, государственный регистратор повторно обратился в Кадастровую палату с запросом актуальных сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:26:000000000:452.
Согласно кадастровому паспорту от 03.03.2015 в„– 63-00-102/15-187690, представленному Кадастровой палатой, земельный участок с кадастровым номером 63:26:000000000:452, права на который заявляет Самарская область, пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 63:26:1402001:16 (строка 15 "Особые отметки").
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.04.2015 в„– 63/001/901/2015-3390, собственником земельного участка с кадастровым номером 63:26:1402001:16 площадью 1000 кв. м является Синяева Лидия Ивановна. Право собственности зарегистрировано 27.08.2014 за в„– 63-63-26/411/2014-557.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), если объектом недвижимости является земельный участок, то к числу его уникальных характеристик, в том числе, относятся:
- описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости;
- площадь, определенная с учетом, установленных в соответствии с Законом о кадастре требований.
Согласно части 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В целях реализации данного положения Минэкономразвития России издан приказ от 17.08.2012 в„– 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке", которым, в том числе, определены значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков.
До утверждения требований к точности определения координат характерных точек границ земельных участков для соответствующих целей применяются Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17.02.2003.
В соответствии с приказом Минэкономразвития от 25.08 2014 в„– 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории" в случае если границы земельного участка пересекают границы смежных земельных участков, в строке "особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка, кадастровой выписки о земельном участке указываются слова "Граница земельного участка пересекает границы земельных участков (земельного участка) с кадастровыми номерами (кадастровым номером)", в том числе, если в ГКН содержатся сведения о том, что площадь земельных участков является декларированной, но имеются сведения о координатах точек границ.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Такие доказательства заявителем ни регистрирующему органу, ни в материалы арбитражного дела не представлены.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых паспортов следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:26:000000000:452 внесен в ГКН 22.06.2006.
Документы, подтверждающие границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, отсутствуют.
Согласно абзацу 14 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установили, что в ГКН содержатся сведения о пересечении границ земельного участка 63:26:0000000:452 с границей другого земельного участка с кадастровым номером 63:26:1402001:16.
В нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не представил в суд доказательств, опровергающих вывод Управления Росреестра и Кадастровой палаты о наличии противоречий с уже зарегистрированными правами в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:452.
Таким образом, у Управления Росреестра имелись законные основания для отказа заявителю в государственной регистрации прав.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что у Управления Росреестра имелись законные основания для отказа заявителю в государственной регистрации прав и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по делу в„– А55-13819/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
------------------------------------------------------------------