По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.07.2016 N Ф06-10604/2016 по делу N А65-25134/2015
Требование: О признании незаконным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, ссылаясь на то, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового органа подтверждены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2016 г. в„– Ф06-10604/2016
Дело в„– А65-25134/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шагеева Альфреда Киямутдиновича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2016 (судья Путяткин А.В.) и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А65-25134/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Шагеева Альфреда Киямутдиновича (ОГРНИП <...>, ИНН <...>), г. Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани, г. Казань, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 21.08.2015 в„– 25901,
установил:
индивидуальный предприниматель Шагеев Альфред Киямутдинович (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани (далее - ответчик, инспекция, налогоплательщик) о признании незаконным решения от 21.08.2015 в„– 25901.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Шагеев А.К., не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, которой просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
28.01.2015 предпринимателем в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка общей площадью 9 680 кв. м с кадастровым номером 16:50:310203:138, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Северо-Западная, д. 14, в налоговый орган подана налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой земельный налог исчислен в сумме 139 180 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 15.05.2015 в„– 29436 и вынесено оспариваемое решение от 21.08.2015 в„– 25901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган доначислил предпринимателю земельный налог за 2014 год в сумме 633 024 руб., привлек к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 138 109 руб., начислил пени в сумме 57 838,61 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 29.09.2015 в„– 2.14-0-19/02057@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, оспариваемое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судами указано, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании пункта 7 статьи 4 Закона в„– 221-ФЗ в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом.
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона в„– 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 9 680 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 16:50:310203:138, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, ул. Северо-Западная, д. 14, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.06.2012 внесена запись регистрации в„– 16-16-01/247/2012-251.
При рассмотрении дела в„– А65-12794/2013 было установлено, что истец - ИП Шагеев Альфред Киямутдинович обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138, общей площадью 9 680,04 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Северо-Западная, д. 14, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 10 706 124 руб.
В ходе рассмотрения дела в„– А65-12794/2013 определением суда назначена была экспертиза по определению рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Согласно экспертному заключению АНО "НЭЦ" от 05.11.2013 в„– 151 по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 составила 10 706 124 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 по делу в„– А65-12794/2013 иск о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 удовлетворен, указанный судебный акт не обжалован и вступил в законную силу, а решение суда исполнено, а именно, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 внесена в кадастр 10.02.2014, что подтверждается письмом филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 29.07.015 (исх. в„– 3053э-13).Согласно указанному письму кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 в период с 01.01.2014 по 09.02.2014 была установлена Постановлением в„– 927 в размере 63 825 080 руб., а в период с 10.02.2014 по настоящее время - решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 по делу в„– А65-12794/2013 в размере 10 706 124 руб.
Судами отмечено, что в силу пункта 1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 135-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки пришел к правильному выводу о необходимости применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 в размере 63 825 080 руб., которая установлена постановлением в„– 927, и предметом оспаривания не являлась.
Указанным Постановлением в„– 927 утверждены прилагаемые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани на 1 января 2013 года, которые вводятся в действие с 1 января 2014 года.
На основании статьи 24.18 Закона в„– 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 10 706 124 руб., установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 по делу в„– А65-12794/2013, определена на основании проведенной экспертизы рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, на указанную дату Постановление в„– 927 не действовало.
Судами учтено, что Постановлением в„– 927 утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 63 825 080 руб. на 01.01.2013 и введена в действие с 01.01.2014. Данное постановление незаконным либо недействительным не признано, кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная данным постановлением, не оспорена.
Исходя из позиции, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 в„– 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.На момент подачи иска об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка подлежала применению кадастровая стоимость, установленная Постановлением в„– 1102.
25.11.2013 издано Постановление в„– 927, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, введенная в действие с 01.01.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 по делу в„– А65-12794/2013 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 10 706 124 руб.
В соответствии с изложенным суды пришли к правильному выводу о том, что, несмотря на установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 по делу в„– А65-12794/2013 в размере 10 706 124 руб., в связи с принятием Постановления в„– 927, которым утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 63 825 080 руб., введенная в действие с 01.01.2014, которая не была оспорена, в т.ч. по делу в„– А65-12794/2013, в целях налогообложения подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 63 825 080 руб.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2016 и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по делу в„– А65-25134/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН
------------------------------------------------------------------