По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.01.2016 N Ф06-3534/2015 по делу N А55-18087/2014
Требование: О признании незаконными действий ответчика по возврату актов о выборе и схемы расположения земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обстоятельства: Ответчик возвратил акты о выборе земельного участка со ссылкой на отсутствие согласований и заключений уполномоченных органов, а также на нарушение порядка предоставления земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку действия ответчика признаны правомерными.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2016 г. в„– Ф06-3534/2015
Дело в„– А55-18087/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Порт-3"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу в„– А55-18087/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Порт-3" (ОГРН 1036300462120, ИНН 6315566376) г. Самара, к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, г. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными действий по возврату актов о выборе и схем расположения земельных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Порт-3" (далее - ООО "Порт-3", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Министерства строительства Самарской области (далее - Минстрой Самарской области) по возврату в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара акта о выборе и схемы расположения земельного участка площадью 2 810 кв. м, относящегося к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары; понуждении в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предварительного согласования места размещения и утверждения акта о выборе вышеуказанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 25.06.2015 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку установил, что Арбитражным судом Самарской области допущены процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как дело было рассмотрено в отсутствие Департамента управления имуществом г.о. Самара, привлеченного к участию в деле и не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
ООО "Порт-3" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило суд привлечь Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) к участию в деле в качестве заинтересованного лица, и признать незаконными действия Минстроя Самарской области по возврату в Департамент актов о выборе и схемы расположения земельного участка площадью 2810 кв. м, относящегося к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары; обязать Департамент в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 заявленное ООО "Порт-3" ходатайство удовлетворено, принято уточнение заявленных требований, Департамент привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2015 отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлениями главы городского округа Самара от 29.08.2007 в„– 668, в„– 670 утверждены проекты границ земельных участков площадью 21378,10 кв. м и площадью 116929,60 кв. м для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенных по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящихся по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны природных ландшафтов Р-3, с указанием конкретных координат характерных точек, расстояния между характерными точками и дирекционных углах.
На основании указанных постановлений от 29.08.2007 в„– 668, в„– 670 составлены акты о выборе земельных участках площадью 21378,10 кв. м и площадью 116929,60 кв. м.
Указанные акты о выборе земельного участка были направлены в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области для утверждения.
Поскольку части земельных участков площадью 21378,10 кв. м и площадью 116929,60 кв. м были предоставлены в собственность третьим лицом, в результате чего площадь выделяемых ООО "Порт-3" земельных участков изменилась с 21378,10 кв. м до 2810 кв. м и с 116929,60 кв. м до 28283 кв. м, общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков площадью 2810 кв. м и 28283 кв. м согласно ранее поданному заявлению путем внесения изменений в постановления главы городского округа Самара от 29.08.2007 в„– 668 и в„– 670 в части изменения площади и утверждения актов о выборе земельных участков для строительства.
Заявителем к указанному заявлению были приложены новые проекты границ земельных участков площадью 2810 кв. м и 28283 кв. м с указанием конкретных координат характерных точек (X и Y), расстояния между характерными точками и дирекционных углов.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 09.07.2010 направило в Департамент два обращения общества о продолжении работ по выбору земельных участков и утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в связи с изменением площади земельных участков.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2013 по делу в„– А55-34718/2012, вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие Департамента, заключающееся в не утверждении схем расположения, неосуществлении работ по выбору и не оформлении актов о выборе земельных участков площадью 2810 кв. м и площадью 28283 кв. м, относящихся по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенных по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары. Суд обязал Департамент в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решений об утверждении схем расположения земельного участка, оформления акта о выборе земельного участка, площадью 2810 кв. м, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 63:01:0107001; принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, оформления акта о выборе земельного участка, площадью 28283 кв. м, расположенного по адресу: ул. Степана Халтурина (вдоль реки Самара) в Железнодорожном районе г. Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 63:01: 0107001.
Департаментом утверждены схемы расположения испрашиваемых заявителем земельных участков и в адрес Минстроя Самарской области направлены акты о выборе земельных участков.
Минстрой Самарской области письмами от 17.04.2014 в„– 3/2755, в„– 3/2756 возвратил акты о выборе земельных участков для строительства в Департамент на доработку, в связи с отсутствие согласований и заключений уполномоченных органов, а также ввиду нарушения порядка, предусмотренного приказом Минстроя Самарской области от 28.03.2008 в„– 114-п.
Общество, полагая, что указанные действия Минстроя по Самарской области противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на момент возникновения спорных отношений был регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом каждый из этапов предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должен соответствовать требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 утвержден регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент).
Пунктом 3.5 Регламента предусмотрено, что уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 17.12.2010 в„– 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности" Департамент является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, и по обеспечению выбора земельных участков, формируемых с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Приказом Минстроя Самарской области от 29.04.2013 в„– 83-п утвержден Административный регламент предоставления Министерством строительства Самарской области государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 3.2.30 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является получение из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара документов согласно пункту 2.16.1 Административного регламента.
В силу пункта 2.16.1 Административного регламента Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в режиме межведомственного взаимодействия должен предоставить в Минстрой Самарской области: распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (постановление главы (администрации) городского округа Самара) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в 3 экземплярах, оригинал); схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в 3 экземплярах, оригинал); приложение в„– 1 к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в 3 экземплярах, оригинал); акт о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке (оригинал) с пакетом копий документов, указанных в акте (в 1 экземпляре).
Из пункта 3.2.31 Административного регламента следует, что в случае наличия замечаний к указанным документам, по поручению руководителя управления, ответственный исполнитель готовит, согласовывает, подписывает, регистрирует и направляет в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара письмо с указанием замечаний к представленным документам для дальнейшей работы по заявлению.
Таким образом, основанием для начала административной процедуры является получение из Департамента документов согласно пункту 2.16.1 Административного регламента, при отсутствии замечаний к ним.
Из сведений, полученных Минстроем Самарской области в порядке информационного взаимодействия, процедура выбора земельного участка была проведена Департаментом ненадлежащим образом, поскольку в акте о выборе земельного участка отсутствуют сведения о получении предварительных заключений у уполномоченных органов: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Департамента управления имуществом городского округа Самара, Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - БТИ", отдела гигиены и эпидемиологии в г. Самаре, Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии" в Самарской области, Министерства культуры Самарской области.
Поскольку документы, поступившие из Департамента в порядке межведомственного взаимодействия, не соответствовали указанным требованиям, Минстрой Самарской области в соответствии с пунктом 3.2.31 Административного регламента правильно возвратил в Департамент акты о выборе испрашиваемых заявителем земельных участков для исправления выявленных недостатков.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования ООО "Порт-3" необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.03.2015.
Земельный кодекс Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, не предусматривает предоставления для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Между тем, до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом обществом земельном участке принято не было, в связи с чем данный земельный участок не может быть предоставлен ООО "Порт-3" в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено, коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 по делу в„– А55-18087/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
------------------------------------------------------------------