По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2016 N Ф06-3847/2015 по делу N А55-11104/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа по управлению государственным имуществом, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления о предоставлении в аренду земельного участка и непринятии по нему решения, понуждении предоставить в аренду указанный земельный участок.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом представлены все предусмотренные действующим законодательством документы, общество имело исключительное право на приобретение земельного участка в аренду, так как на нем расположен принадлежащий обществу объект недвижимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2016 г. в„– Ф06-3847/2015
Дело в„– А55-11104/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А55-11104/2015
по заявлению акционерного общества "Транснефтепродукт-Самара", (ИНН 6317106783, ОГРН 1156313009071), г. Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия по предоставлению в аренду земельного участка,
установил:
открытое акционерное общество "Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов" (далее - ОАО "Юго-Западное АО ТТН") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления ОАО "Юго-Западное АО ТТН" и отсутствии решения о предоставлении в аренду ОАО "Юго-Западное АО ТТН" земельного участка площадью 1 214 кв. м с кадастровым номером 63:08:0111002:53, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе ул. Нефтепроводная, 10; понуждении ТУ Росимущества в Самарской области предоставить ОАО "Юго-Западное АО ТТН" в аренду указанный земельный участок.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена заявителя по делу с ОАО "Юго-Западное АО ТТН" на правопреемника - акционерное общество "Транснефтепродукт-Самара (далее - АО "Транснефтепродукт-Самара", общество, заявитель).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления АО "Юго-Запад Транснефтепродукт" и отсутствии решения о предоставлении в аренду обществу земельного участка площадью 1 214 кв. м с кадастровым номером 63:08:0111002:53, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе ул. Нефтепроводная, 10; обязал ТУ Росимущества в Самарской области в течение тридцати дней с момента вступления в силу судебного акта направить АО "Транснефтепродукт-Самара" проект договора аренды указанного земельного участка. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ТУ Росимущества в Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "Юго-Западное АО ТТН", правопреемником которого является АО "Транснефтепродукт-Самара", на праве собственности принадлежит здание конторы площадью 343,6 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-63-08/037/2005-024, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Нефтепроводная, о чем 07.11.2005 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 1 214,00 кв. м с кадастровым номером 63:08:0111002:53, по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Нефтепроводная, 10, который на праве собственности принадлежит Российской Федерации, о чем 02.07.2002 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Вышеуказанный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 27.01.2006, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: здание конторы УПО и узел связи.
ОАО "Юго-Западное АО ТТН" обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением от 04.08.2014 вх. в„– 23/694 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 214,00 кв. м с кадастровым номером 63:08:0111002:53, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Нефтепроводная, 10, на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив к заявлению все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 в„– 475.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 07.10.2014 в„– 12260 рекомендовало обществу предоставить дополнительные документы: заверенные копии всех страниц паспорта представителя заявителя, отчет независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка, предоставление которого необходимо в порядке пункта 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582.
ОАО "Юго-Западное АО ТТН" 19.09.2014 представило оригинал паспорта своего представителя, на основании которого ТУ Росимущества в Самарской области заверило его копию, 05.12.2014 приобщило к заявлению отчет об оценке рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка, а 31.03.2015 представило откорректированный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка (с учетом замечаний, изложенных в письме ТУ Росимущества в Самарской области от 28.01.2015 в„– 771) с приложением экспертного заключения в„– 162/Н-15, составленного в отношении указанного отчета.
Поскольку до настоящего времени ТУ Росимущества в Самарской области не приняло решения по заявлению ОАО "Юго-Западное АО ТТН" о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества, пришли к правильному выводу о том, что общество в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, имело исключительное право на предоставление земельного участка, на котором расположен данный объект недвижимости и необходимый для его эксплуатации, в аренду.
Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 01.03.2015.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Исходя из пункта 5.35 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно положениям подпунктов 5.3 и 5.6 указанного постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 4.1 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 в„– 278, территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 Положения о ТУ Росимущества в Самарской области определено, что управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Системное толкование приведенных норм о полномочиях Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что именно ТУ Росимущества в Самарской области является полномочным исполнительным органом государственной власти, обладающим правом предоставления земельных участков, находящихся на территории Самарской области и принадлежащих Российской Федерации.
Согласно пункту 2.8 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, не связанных со строительством, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.10.2013 в„– 572 (далее - Административный регламент), при наличии информации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов для целей, не связанных со строительством, осуществляется в течение 3 недель.
Срок выдачи (направления) договоров купли-продажи, аренды и акта приема-передачи составляет 1 рабочий день с момента их подписания со стороны Росимущества.
Поскольку ТУ Росимущества в Самарской области в сроки, установленные пунктом 2.8 Административного регламента, не приняло решение о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду и не направило в его адрес проект договора аренды, учитывая, что ОАО "Юго-Западное АО ТТН" к заявлению о предоставлении спорного земельного участка приложило все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 в„– 475, пришли к выводу, что требования общества о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления АО "Юго-Запад Транснефтепродукт" и отсутствии решения о предоставлении в аренду обществу земельного участка площадью 1 214 кв. м с кадастровым номером 63:08:0111002:53, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе ул. Нефтепроводная, 10, подлежат удовлетворению.
Довод кассационной жалобы о том, что отчет об оценки рыночной стоимости земельного участка не соответствуют стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности, в связи с чем не может быть использован для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, судебной коллегией отклоняется.
Заявителем представлен в ТУ Росимущества в Самарской области отчет об оценке рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка от 20.02.2014 в„– 2014.10-420/п1, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Агентство оценки "Гранд Истейт", а также представлено экспертное заключение в„– 162/Н-15, составленное некоммерческим партнерством саморегулируемой организации "Свободный Оценочный Департамент", согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 20.02.2014 в„– 2014.10-420/п1 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в действующей на дату составления отчета редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального округа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
ТУ Росимущества в Самарской области в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило допустимых доказательств, подтверждающих, что отчет об оценке рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка от 20.02.2014 в„– 2014.10-420/п1 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу с 01.03.2015.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно подпункту 1 пункта 5, пункту 6 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Поскольку бездействие ТУ Росимущества в Самарской области по предоставлению обществу в аренду спорного земельного участка признано незаконным, суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке восстановления нарушенного права, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", а также положений вышеуказанных норм права, установив отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов в аренду заявителю, правильно обязал ТУ Росимущества в Самарской области в течение тридцати дней с момента вступления в силу судебного акта направить АО "Транснефтепродукт-Самара" проект договора аренды спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 по делу в„– А55-11104/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
------------------------------------------------------------------