Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.11.2016 N Ф06-14461/2016 по делу N А55-1957/2016
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что обществом при подаче заявления не было представлено предусмотренное законом заключение органа государственного строительного надзора.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку непредставление заключения органа государственного строительного надзора является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2016 г. в„– Ф06-14461/2016

Дело в„– А55-1957/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Реал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2016 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу в„– А55-1957/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Реал" к администрации городского округа Самара, Главе городского округа Самара, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, Самарская область, о признании недействительным решения об отказе,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строй-Реал" (далее - заявитель, общество, ООО "Строй-Реал") обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным выраженный в уведомлении об отказе в предоставлении государственной услуги от 25.12.2015 в„– 38-Д05-09/12308 отказ администрации городского округа Самара в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Повышенного ж.д. пути на производственной базе ООО "Строй-Реал" с примыканием на станции "Безымянка", расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 1 107 км, ПК 7-9, а также обязать администрацию городского округа Самара по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Строй-Реал" путем проведения осмотра вводимого в эксплуатацию объекта - повышенного ж.д. пути на производственной базе ООО "Строй-Реал" с примыканием на станции "Безымянка", расположенного по вышеуказанному адресу, на предмет проверки его соответствия требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов, по результатам которого принять решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции было привлечена Государственная инспекция строительного надзора Самарской области (далее - Инспекция строительного надзора).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2016 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция строительного надзора просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, одновременно заявив ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Отзыв на кассационную жалобу администрацией городского округа Самара не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия установила следующее.
На основании договора аренды от 25.01.2010 в„– 05-2010/58, зарегистрированного в Федеральной регистрационной службе по Самарской области от 24.02.2010 в„– 63-63-01/045/2010-30, участок с кадастровым номером в„– 63:01:0000000:973 зарегистрированный в собственности Российской Федерации 17.12.2009 свидетельство серия 63-АД в„– 444809 передан для пользования ОАО "Российские железные дороги".
01.05.2010 между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Строй-Реал" заключен договор субаренды земельного участка (части земельного участка) в„– ЦРИ/4/СА/5513/10/000202, согласно которому ООО "Строй-Реал" принимает и использует на праве субаренды часть земельного участка с кадастровым номером в„– 63:01:0000000:973, учетным номером части 367 общей площадью 248 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 1107 км ПХ7-9, с разрешенным использованием в границах, указанных в кадастровом паспорте из земель населенных пунктов (разрешенное использование: под объекты транспорта железнодорожного) общей площадью 894 950,10 кв. м. Участок предоставляется под строительство повышенного железнодорожного пути, примыкающего к станционным путям станции Безымянка, площадью грузового фронта 200 пог. м, вместимостью грузового фронта от 7 до 11 полувагонов.
01.07.2012 между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Строй-Реал" заключен договор субаренды земельного участка (части земельного участка) в„– ЦРИ/4/СА/5824/12/001267, согласно которому ООО "Строй-Реал" принимает и использует на праве субаренды часть вышеуказанного земельного участка, общей площадью 406 кв. м, с разрешенным использованием в границах, указанных в кадастровом паспорте из земель населенных пунктов (разрешенное использование: под объекты транспорта железнодорожного) общей площадью 894 950,10 кв. м с кадастровым номером в„– 63:01:0000000:973. Срок действия договора - 11 месяцев с 01.07.2012 по 31.05.2013.
13.08.2013 общество обратилось в Инспекцию строительного надзора с заявлением в„– 3680 о проведении проверки соответствия построенного объекта "Строительство повышенного ж.д. пути на производственной базе ООО "Строй-Реал" с примыканием на станции "Безымянка", расположенного по адресу: Самара, Заводское шоссе, 1107 км, ПК 7-9, требованиям технических регламентов и проектной документации.
Поскольку ООО "Строй-Реал", являясь застройщиком, извещение о начале производства работ в Инспекцию строительного надзора не направляло, государственный строительный надзор в процессе строительства данного объекта не осуществлялся, Инспекцией 19.08.2013 обществу было отказано в выдаче заключения в„– ГИСН-01-34/1605.
ООО "Строй-Реал", учитывая наличие ранее выданного администрацией городского округа Самара разрешения на строительство от 21.05.2013 в„– RU 63301000-031, обратилось в администрацию с заявлениями о выдаче разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию.
03.12.2013 и 14.03.2014 администрацией г.о. Самара обществу было отказано в выдаче соответствующего разрешения.
Основанием для отказа послужило непредставление обществом следующих документов: подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; технический план; подтверждающие передачу заявителем в орган местного самоуправления сведений о площади, высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в течение 10-дней со дня получения разрешения на строительства.
Общество повторно обратилось в администрацию городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта строительства, приложив пакет документов.
Письмом Главы городского округа Самара от 25.12.2015 в„– 38-Д05-09/12308 ООО "Строй-Реал" отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта строительства, поскольку не было представлено предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Не согласившись с данными действиями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды исходили из того, что в нарушение норм ГрК РФ к заявлению на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта не были приложены документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 ГрК РФ, что в силу пункта 6 указанной статьи является основанием для отказа в выдаче такого разрешения.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
В соответствии со статьей 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1); для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается, в том числе в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство (часть 2); для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 9 части 3).
Пунктом 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ определено, что отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи, является самостоятельным (наряду с другими) основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, судами установлено, что заявителем осуществлялось строительство железнодорожного пути необщего пользования.
В силу специфики спорного объекта, его проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию регулируются нормами отраслевого законодательства Российской Федерации, а именно нормами Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте в РФ), а также отраслевыми подзаконными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 16 названного Закона строительство и реконструкция железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой железнодорожный путь железнодорожного подвижного состава осуществляются после принятия такого железнодорожного пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь. Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути (пункт 4 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте в РФ).
Законом о железнодорожном транспорте в РФ предусмотрено, что принятие такого железнодорожного пути (пути необщего пользования) в эксплуатацию осуществляется созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь.
Таким образом, анализ положений данного Закона позволил судам сделать вывод, что железные дороги (пути) являются объектами со специфическими условиями функционирования и принимаются в эксплуатацию в соответствии с ведомственными (отраслевыми) документами.
Между тем, как установили суды, заявитель в рамках настоящего дела оспаривает отказ органа местного самоуправления в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию без учета специальных нормам в области железнодорожного транспорта.
Следовательно, ООО "Реал Строй" не были соблюдены как требования градостроительного законодательства в части обеспечения своевременного государственного строительного надзора, так и отраслевых норм права, регулирующих спорные правоотношения.Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормами статей 49, 54, 55 ГрК РФ, пунктом 2 статьи 1, пунктом 1 статьи 2, пунктами 4, 6 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте в РФ, Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, а также, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 6 постановления от 01.06.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций. Статьей 286 АПК РФ установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, согласно указанной норме переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по делу в„– А55-1957/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Ш.ЗАКИРОВА

Судьи
С.В.МОСУНОВ
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------