По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2016 N Ф06-5703/2016 по делу N А55-12964/2015
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в регистрации договора аренды земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что на государственную регистрацию не были представлены все необходимые документы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено нарушение порядка предоставления земельного участка в аренду.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. в„– Ф06-5703/2016
Дело в„– А55-12964/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу в„– А55-12964/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Савенкова Виталия Вячеславовича, г. Самара (ИНН <...>, ОГРН <...>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства строительства Самарской области, г. Самара, об оспаривании решения,
установил:
индивидуальный предприниматель Савенков Виталий Вячеславович (далее - предприниматель Савенков В.В.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 03.04.2015 в„– 63/001/001/2015-5355 об отказе в регистрации договора от 04.02.2015 в„– 952 об аренде земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, и об обязании Управления Росреестра по Самарской области по вступлении в законную силу судебного решения по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и интересов предпринимателя Савенкова В.В. путем принятия решения о государственной регистрации указанного договора аренды.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение и постановление отменить, удовлетворить требования предпринимателя в полном объеме, мотивируя неправильным применением норм материального права, нарушением принципа единообразия в толковании и применении судами норм права, установленного арбитражным процессуальным законодательством.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 01.07.2011 предприниматель Савенков В.В. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6406,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, для строительства и о предварительном согласовании места размещения открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.08.2014 в„– РД-1096 утверждена схема расположения земельного участка площадью 6406,00 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов) на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская для строительства открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
Указанный земельный участок расположен в пределах территории зоны специализированного коммерческого использования объектов общественно-транспортного назначения (Ц-4т), что подтверждается картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 в„– 61.
Приказом Министерства строительства Самарской области от 30.10.2014 в„– 461-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 6406,00 кв. м и предпринимателю Савенкову В.В. предварительно согласовано место размещения на испрашиваемом земельном участке открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
Приказом Министерства строительства Самарской области от 26.12.2014 в„– 537-п предпринимателю Савенкову В.В. предоставлен в аренду сроком на пять лет без права выкупа в собственность земельный участок (кадастровый номер: 63:01:0418011:812) площадью 6406,00 кв. м, относящийся к категории "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, для строительства открытой автостоянки, сооружений для временного хранения автотранспорта, торгового центра, офиса.
04 февраля 2015 года между Министерством строительства Самарской области и предпринимателем Савенковым В.В. заключен договор аренде земельного участка в„– 952.
19 февраля 2015 года предприниматель Савенков В.В. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации указанного договора аренды.
Сообщением от 03.04.2015 в„– 63/001/001/2015-5355 Управление Росреестра по Самарской области отказало предпринимателю Савенкову В.В. в государственной регистрации указанного договора аренды со ссылкой на несоблюдение процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление в„– 639), в соответствии с которым в рассматриваемом случае предоставление земельного участка возможно только путем проведения торгов.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировался статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 в„– 4224/10 предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ (в редакции до - 01.03.2015).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 названного Кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Положения пункта 3 статьи 31 ЗК РФ призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 в„– 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен Постановлением в„– 639. В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна", от 13.11.2012 в„– 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов бытового обслуживания, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав. Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 в„– 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Таким образом, учитывая специфику статей 30, 31 ЗК РФ, гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя за его предоставлением, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что на момент вступления в силу Постановления в„– 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято, то есть в данном деле предприниматель до 23.11.2012 не приобрел каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представил бесспорных доказательств того, что приобрел бы эти права, если бы положения Постановления в„– 639 не были применены.
Сам факт подачи предпринимателем заявления о предоставлении земельного участка до принятия субъектом Российской Федерации иного порядка предоставления земельного участка (только на торгах) не исключает применение Постановления в„– 639, поскольку решение об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта было принято уже после вступления в силу указанного Постановления в„– 639.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, учитывая, что отказ в регистрации договора аренды спорного участка закону не противоречит, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу в„– А55-33718/2012, Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу в„– А55-26907/2014 и от 21.08.2015 по делу в„– А55-25582/2014.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 по делу в„– А55-12964/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
------------------------------------------------------------------