Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2016 N Ф06-6375/2016 по делу N А65-15136/2015
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа в виде отказа от согласования мест размещения примыканий к автомобильной дороге.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что при размещении обществом объектов дорожного сервиса не были соблюдены минимальные расстояния между примыканиями объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для отказа в согласовании проекта технических требований и условий на строительство АЗС по основанию несоблюдения минимальных расстояний между примыканиями.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2016 г. в„– Ф06-6375/2016

Дело в„– А65-15136/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "СинергияГрупп" - Иониной Н.С. доверенность от 13.11.2015,
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" - Васильева И.С., доверенность от 27.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.09.2015 (судья Назырова Н.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А65-15136/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СинергияГрупп" (ИНН 1632011351, ОГРН 1091665000250), г. Казань, о признании незаконными действий Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" в виде отказа от согласования устройства примыкания к автомобильной дороге, с участием Министерства внутренних дел по Республике Татарстан в лице Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения, г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СинергияГрупп" (далее - ООО "СинергияГрупп", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением с учетом уточнения о признании незаконными действий Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", учреждение) в виде отказа от согласования устройства примыкания к автомобильной дороге М-7 "Волга" на км. 830+682 метров (справа) - въезд и км. 830+787 метров (справа) - выезд на земельных участках с кадастровым номером 16:33:080513:20 площадью 11000 кв. м, с кадастровым номером 16:33:080513:21 площадью 7000 кв. м, выраженного в письме от 27.03.2015 в„– 15-2366/1, а также об обязании учреждения устранить допущенные нарушения путем согласования размещения объектов придорожного сервиса, выдачи технических требований и условий на строительство примыканий к автомобильной дороге М-7 "Волга" на вышеуказанных земельных участках.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует МВД России по Республике Татарстан в лице Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.09.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015, заявление удовлетворено в полном объеме.
ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "СинергияГрупп" на праве собственности принадлежат два земельных участка с кадастровыми номерами 16:33:080513:20 и 16:33:080513:21 общей площадью 1,8 га, категория - земли населенных пунктов (в черте муниципального образования г. Казань) вдоль федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" на км 830 (справа), разрешенное пользование: размещение объектов дорожного сервиса и производственного значения.
27.02.2015 ООО "СинергияГрупп" обратилось в ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" с заявлением о согласовании размещения (с выдачей технических условий) на вышеуказанных земельных участках объектов дорожного сервиса, в том числе АЗС, в границах придорожной полосы автомобильной дороги М-7 "Волга" (на 830 км с правой стороны в направлении движения г. Уфа).
Письмом от 27.03.2015 в„– 15-2366/1 обществу отказано в согласовании строительства примыканий со ссылкой, что размещение объекта не соответствует требованиям пункта 5.4 СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги" и Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 в„– 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (далее - Правила в„– 767), в части минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне к автомобильной дороге 1Б категории.
Судебные инстанции, оценив материалы и обстоятельства дела, пришли к выводу о признании отказа незаконным.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 257-ФЗ) определено, что автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 статьи 3 Закона в„– 257-ФЗ объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
С учетом изложенного, судебными инстанциями правомерно указано, что автозаправочный комплекс, на строительство которого обществом испрашивались технические условия, является объектом дорожного сервиса, который сам по себе не входит в состав дороги.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона в„– 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 данного закона.
Таким образом, законодатель предусмотрел различный порядок размещения объектов дорожного сервиса в полосе отвода автомобильной дороги и в границах придорожных полос автомобильной дороги.
Судебными инстанциями установлено, что согласно выписке из технического паспорта автомобильной дороги, составленного по состоянию на 01.01.2005, дорога М-7 "Волга" на км. 830+682 до км. 830+787 (справа) относится к 1Б технической категории.
На дату приобретения обществом земельных участков в собственность (в июне 2014 года) и по настоящее время эти земельные участки входят в состав населенного пункта г. Казань и имеют категорию земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 6.9 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" автомобильные дороги общей сети I, II, III категории, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. В случае проложения дорог общей сети через территорию поселений их следует проектировать с учетом требований СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Согласно пункту 6.17 СНиП 2.07.01-89* улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
Следовательно, примыкания к дороге в границах населенных пунктов должны проектироваться также в соответствии с учетом СНиП 2.07.01-89*.
Однако отказ в согласовании обществу в размещении объектов придорожного сервиса учреждение на СНиП 2.07.01-89* не содержит ссылок на несоответствие размещения этих объектов положениям данных СНиП.
При этом в нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ учреждение не доказало, что размещение обществом объектов дорожного сервиса (в том числе АЗС) осуществляется без соблюдения документации по планировке территории и требований технических регламентов.
Далее, в соответствии с требованиями части 6 статьи 22 Закона в„– 257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*" примыкание - это вид пересечения в одном уровне, как минимум, с тремя ответвлениями (пункт 3.25), пересечение в одном уровне - это вид узла дорог, при котором все примыкания и съезды или все точки сопряжения дорог расположены в одной плоскости (пункт 3.16).
Как следует из материалов дела, отказывая в согласовании строительства АЗС, учреждение сослалось на Постановление в„– 767 и на пункт 5.4 СНиП 2.05.02-85* в части несоблюдения минимальных расстояний между примыканиями - доступ к дороге 1Б категории с примыкающей дороги в одном уровне допускается не чаще чем через 5 км.
Между тем, подъезды, съезды и примыкания в целях обеспечения доступа к объектам дорожного сервиса с автомобильной дорогой не являются примыкающей автомобильной дорогой в одном уровне и на них не могут распространяться Правила в„– 767.
Поскольку автозаправочный комплекс, на строительство которого общество испрашивало примыкание и технические условия, является объектом дорожного сервиса, который не входит в состав дороги, и при его размещении не планируется строительство примыкающей дороги, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что по основанию требование о соблюдении 5-километрого интервала не основано на нормах права.
Кроме того, пункт 5.4 СНиП 2.05.02-85* не содержит каких-либо требований к минимальным расстояниям между примыканиями.
Таким образом, у ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" отсутствовали правовые основания для отказа ООО "СинергияГрупп" в согласовании проекта технических требований и условий на строительство АЗС по основанию несоблюдения минимальных расстояний между примыканиями, которое составляет 5 км.
Кроме того, согласно пункту 3 данных Правил, категория 1Б устанавливается для автомобильной дороги класса "скоростная автомобильная дорога". При этом согласно пункту 4 Примечаний к Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 в„– 767 допускается классифицировать автомобильные дороги как скоростные автомобильные дороги только по общему числу полос и видам пересечений с автомобильными и железными дорогами.
В рассматриваемом случае категория 1Б была присвоена участку дороги до его включения в границы населенного пункта.
При этом пунктом 10.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 в„– 1090, предусмотрено, что в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судебных инстанций о неправильном истолковании ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" норм Закона в„– 257-ФЗ в части определения понятий "примыкание" и "автомобильная дорога".
При таких обстоятельствах дела судебные инстанции правомерно признали отказ в согласовании строительства примыканий незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по делу в„– А65-15136/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
М.А.САВКИНА
И.Ш.ЗАКИРОВА


------------------------------------------------------------------