По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2016 N Ф06-14871/2016 по делу N А57-27302/2015
Требование: О взыскании за счет казны субъекта РФ выпадающих доходов, возникших в связи с применением регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом.
Обстоятельства: Транспортному предприятию, осуществляющему перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не были компенсированы выпадающие доходы, возникшие в связи с перевозкой пассажиров по льготным проездным билетам.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку компенсация выпадающих доходов транспортного предприятия относится к расходным обязательствам субъекта РФ, установившего льготы, расчет размера выпадающих доходов проверен и признан правильным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. в„– Ф06-14871/2016
Дело в„– А57-27302/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сабирова М.М., Топорова А.В.,
при участии представителей:
истца - Воробьева С.Г., доверенность от 03.09.2015 в„– 1,
ответчика - Сергеева Д.А., доверенность от 19.09.2016 в„– 01-03-09/11622,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.06.2016 (судья Братченко В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Антонова О.И., Волкова Т.В.)
по делу в„– А57-27302/2015
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Марксовское автотранспортное предприятие", г. Маркс (ИНН 6443018671, ОГРН 1066443010611) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1146450005602, ИНН 6452111028) о взыскании с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом за период: июль, август, сентябрь 2015 года в размере 2 212 506,00 руб., с участием третьих лиц: Государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства", г. Саратов; Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов,
установил:
открытое акционерное общество "Марксовское автотранспортное предприятие" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области обратилось с исковым заявлением к Министерству транспортного и дорожного хозяйства Саратовской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом за период: июль, август, сентябрь 2015 года в размере 2 864 000,00 руб. (с учетом принятых судом уточнений исковых требований).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неполное выяснение судебными инстанциями обстоятельств дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для их отмены.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Общество осуществляло в период: июль, август, сентябрь 2015 года перевозку граждан по регулируемым тарифам на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, в подтверждение чего предоставило первичную бухгалтерскую документацию, а именно учетно-билетные ведомости, путевые листы, бухгалтерский баланс, отчет о выручке, сводную ведомость за период: июль, август, сентябрь 2015 года, приходные кассовые ордеры, отчеты о проданных билетах, а также отчеты о выполненной транспортной работе.
Неисполнение обязанности по полной компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению проезда по проездным билетам граждан, послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды предыдущих инстанций руководствовались статьями 16, 125, 426, 789, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 в„– 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 в„– 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
В силу положения статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление тарифов на перевозку пассажиров осуществляется публично правовым образованием - Саратовской областью - в пределах предоставленных ей полномочий.
Кроме того, исходя из разъяснений, изложенных в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Саратовской области от 31.01.2013 в„– 42-П "О предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса", судами был сделан вывод, что Саратовская область, законодательно установив льготы, приняла на себя обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств бюджета.
Кроме того, Законом Саратовской области от 04.12.2013 в„– 224-ЗСО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрена субсидия на возмещение нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг по обеспечению организации перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам автомобильным транспортом.
Таким образом, предъявленные истцом расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ являются убытками.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно руководствовались положениями пункта 5 статьи 790 ГК РФ.
При этом, как правильно указано судами, наличие либо отсутствие договора не влияет на право транспортной организации требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается, что судом по делу была назначена бухгалтерская экспертиза, согласно заключению которой размер выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом в 2015 году, за период: июль, август, сентябрь 2015 года составляет 2 864 000,00 руб.
Установив, что финансирование льгот отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации - Саратовской области, а также наличие выпадающих доходов на стороне истца в результате оказания услуг льготной категории граждан, суды обоснованно взыскали сумму убытков с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и не подлежащими отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 по делу в„– А57-27302/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
Судьи
М.М.САБИРОВ
А.В.ТОПОРОВ
------------------------------------------------------------------