По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.08.2016 N Ф06-10645/2016 по делу N А55-20391/2015
Требование: О признании незаконным бездействия государственного органа, выразившегося в непредоставлении в установленные законом сроки сведений об установлении зон с особыми условиями использования территорий .
Обстоятельства: По мнению органа прокуратуры, оспариваемое бездействие нарушило права публично-правового образования на устойчивое развитие территории.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт незаконного бездействия подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. в„– Ф06-10645/2016
Дело в„– А55-20391/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства культуры Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2016 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу в„– А55-20391/2015
по заявлению заместителя прокурора Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области, г. Самара, к Министерству культуры Самарской области, г. Самара, Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия Министерства культуры Самарской области, с участием в деле третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Правительства Самарской области, г. Самара,
установил:
заместитель прокурора Самарской области (далее - прокурор, заявитель) в интересах Самарской области в лице правительства Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Министерства культуры Самарской области (далее - Министерство) по неисполнению Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о госкадастре), постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 в„– 71 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" (далее - постановление Правительства РФ от 03.02.2014 в„– 71), выразившееся в не предоставлении в установленные законом сроки филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" сведений, содержащихся в приказе Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 в„– 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 в„– 25, от 16.12.2014 в„– 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, правительство Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2016, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016, заявленные прокурором требования удовлетворены. Бездействие Министерства культуры Самарской области по неисполнению Закона о госкадастре, постановления Правительства РФ от 03.02.2014 в„– 71, выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведений, содержащихся в приказе Министерства культуры Самарской области от 06.08.2012 в„– 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 в„– 25, от 16.12.2014 в„– 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка", признано незаконным.
Министерство культуры Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В отзыве прокурор, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 в„– 8 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон в отношении объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, в том числе, в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка" (г. Самара, ул. Мичурина 64, 74, 78, 90) согласно проекту зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка".
Согласно информации филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области от 10.04.2015 в„– 10958 в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области от Министерства культуры Самарской власти, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, указанные выше документы до настоящего времени не представлены.
Прокурор пришел к выводу, что Министерство культуры Самарской области допустило незаконное бездействие, противоречащее нормам Закона о госкадастре и нарушающее права публично-правового образования, установленные статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), на устойчивое развитие территории.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно статье 34 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В статье 34 Федерального закона в„– 73-ФЗ определено понятие охранной зоны, согласно которому охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Таким образом, в целях реализации конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям и во исполнение законодательно возложенной на них обязанности по сохранению объектов культурного наследия федеральным законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на сохранение таких объектов путем установления охранных зон и формирование информационного ресурса, открытого для пользования неопределенному кругу лиц.
Согласно Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 в„– 315 (действовавшему в период бездействия), проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 03.02.2014 в„– 71 в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Режимы использования земель и градостроительные регламенты в охранных зонах объектов культурного наследия предусматривают ограничения хозяйственной деятельности (строительства, реконструкции, капитального ремонта).
В силу части 2 статьи 1 Закона о госкадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений, в том числе, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Исходя из части 1 статьи 15 Закона о госкадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использован территорий.
На основании пункта 6 статьи 15 Закона о госкадастре в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу приказа министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 в„– 8 обязано было представить в орган кадастрового учета документы, содержащие сведения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Закона о госкадастре.
Суд первой инстанции отметил, что согласно статье 1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий признаются, в том числе, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а режимы использования земель и градостроительные регламенты в охранных зонах объектов культурного наследия предусматривают ограничения хозяйственной деятельности (строительства, реконструкции, капитального ремонта).
Министерство сослалось на то, что письмом от 02.07.2012 в„– 26-04/1816 в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области оно направило копию приказа Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 в„– 8, а также CD-диск границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Однако, отметил суд первой инстанции, доказательств направления письма от 02.07.2012 в„– 26-04/1816 и соответствующих приложений в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области в материалах дела не содержится. При этом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области в отзыве подтверждает, что указанные сведения, а также реквизиты правового акта в отношении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка", в их адрес не поступали.
В процессе рассмотрения настоящего арбитражного дела указанная обязанность была исполнена Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (которому переданы функции Министерства культуры Самарской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), что подтверждается письмом от 19.11.2015 в„– 43/1995.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерством культуры Самарской области в период действия его полномочий не исполнена обязанность, предусмотренная частью 6 статьей 15 Закона о госкадастре, и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Министерство культуры Самарской области оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 по делу в„– А55-20391/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.В.МОСУНОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА
------------------------------------------------------------------