По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.08.2016 N Ф06-11773/2016 по делу N А12-59658/2015
Требование: О признании недействительным представления органа прокуратуры.
Обстоятельства: Оспариваемым представлением муниципальному предприятию предписано устранить нарушения законодательства о рекламе со ссылкой на то, что муниципальным предприятием с обществом были заключены без проведения конкурса договоры на техническое обслуживание мест крепления рекламных конструкций, фактически являющиеся договорами на размещение рекламных конструкций.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт нарушения норм действующего законодательства о рекламе подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. в„– Ф06-11773/2016
Дело в„– А12-59658/2015
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
заявителя - Секерина Н.Г., доверенность от 30.11.2015 в„– 1, Иванова Б.А. (директора), паспорт,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную общества с ограниченной ответственностью "Выгода Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.03.2016 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А12-59658/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Выгода Сервис" (400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 30, офис 604, ОГРН 1123460006284, ИНН 3446047876) к прокуратуре г. Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. Бакинская, д. 4а), заинтересованное лицо: муниципальное унитарное предприятие "Метроэлектротранс" г. Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. Советская, д. 47Б, ОГРН 1023402977223, ИНН 3443013396) о признании недействительным представления,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Выгода Сервис" (далее - ООО "Выгода Сервис", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным представления заместителя прокурора города Волгограда от 07.10.2015 в„– 7/33-2015, выданного муниципальному унитарному предприятию "Метроэлектротранс" г. Волгограда (далее - МУП "Метроэлектротранс").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.03.2016, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В отзыве заместитель прокурора г. Волгограда, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Одновременно заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя прокуратуры.
Отзыв на кассационную жалобу от МУП "Метроэлектротранс" в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В заседании суда кассационной инстанции 16.08.2016 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 23.08.2016 до 14 часов 45 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 05.12.2014 между МУП "Метроэлектротранс" (Исполнитель) и ООО "Выгода Сервис" (Заказчик) заключен договор в„– 01-09 на техническое обслуживание мест крепления кронштейнов, по условиям которого МУП "Метроэлектротранс" приняло на себя обязательства производить техническое обслуживание мест крепления кронштейнов общества, расположенных на опорах контактно-кабельной сети (далее - ККС) г. Волгограда.
Департаментом по рекламе администрации г. Волгограда ООО "Выгода Сервис" выданы разрешения на размещение рекламных конструкций - консольных рекламоносителей (кронштейнов, коробов) на опорах ККС.
В ходе проведения прокуратурой г. Волгограда проверки соблюдения законодательства о рекламе, собственности и противодействия коррупции в деятельности МУП "Метроэлектротранс" установлено, что выдача разрешений и заключение договоров на установку и размещение рекламных конструкций совершены комитетом по рекламе администрации г. Волгограда в 2014 году, при этом схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград утверждена постановлением администрации г. Волгограда от 22.06.2015 в„– 867, договор от 05.12.2014, заключенный между МУП "Метроэлектротранс" и ООО "Выгода Сервис", фактически является договором на размещение рекламной конструкции, заключен с нарушением требований Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Прокуратурой установлено, что МУП "Метроэлектротранс" торги на право размещения рекламных конструкций не проводились, договоры с ООО "Выгода Сервис" заключены без проведения конкурса.
Прокуратурой г. Волгограда МУП "Метроэлектротранс" 07.10.2015 выдано представление в„– 7-33-2015 об устранении нарушений законодательства о рекламе, собственности и противодействия коррупции, во исполнение которого МУП "Метроэлектротранс" 26.10.2015 направило ООО "Выгода Сервис" уведомление в„– 01-09/б/н о расторжении договора и необходимости незамедлительного демонтажа кронштейнов на опорах ККС в связи с представлением прокурора г. Волгограда.
ООО "Выгода Сервис", полагая, что представление от 07.10.2015 в„– 7-33-2015 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах (часть 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что рекламные конструкции, размещенные на опорах контактно-кабельной сети МУП "Метроэлектротранс", отсутствуют в утвержденной схеме размещения рекламных конструкций на территории г. Волгограда, договор на размещение рекламных конструкций заключен без проведения торгов, что является нарушением требований Закона о рекламе.
Суд апелляционной инстанции, отметив, что заключенный между ООО "Выгода Сервис" и МУП "Метроэлектротранс" договор на техническое обслуживание мест крепления кронштейнов фактически является договором на размещение рекламных конструкций, а Закон о рекламе не предусматривает возможность размещения рекламы в отсутствие утвержденной уполномоченным органом схемы размещения рекламных конструкций и проведения торгов, согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ООО "Выгода Сервис" указывает, что спорные правоотношения не могут регламентироваться положениями статьи 19 Закона о рекламе, поскольку в данной статье содержаться требования к порядку размещения наружной рекламы на объектах недвижимого имущества, а опоры ККС МУП "Метроэлектротранс", на которых размещены спорные консольные рекламоносители (кронштейны, короба), относятся к движимому имуществу.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 этой статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Поскольку торги на право заключения договора на установку рекламных конструкций не проводились, а места размещения рекламных конструкций общества отсутствуют в схемы размещения рекламных конструкций г. Волгограда, то оспариваемое обществом представление заместителя прокурора города Волгограда от 07.10.2015 в„– 7/33-2015 вследствие нарушения требований, установленных части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, соответствует действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Решением Волгоградской городской Думы от 06.03.2013 в„– 73/2206 утверждены "Правила распространения наружной рекламы, рекламы на муниципальном транспорте и размещения объектов городской наружной информации на территории Волгограда" (действовали до 05.12.2015), согласно пункту 3.1 которых установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории Волгограда допускаются при наличии разрешений, выдаваемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами Волгограда, на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенных с Администрацией Волгограда в лице уполномоченного в сфере распространения наружной рекламы и размещения объектов городской наружной информации функционального структурного подразделения администрации Волгограда при установке и эксплуатации рекламных конструкций, в том числе, на муниципальном имуществе Волгограда, не отнесенном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу.
Заключение договора на размещение рекламы на муниципальном транспорте Волгограда осуществляется на основе торгов. Торги на право заключения договора на размещение рекламы на муниципальном транспорте Волгограда проводятся администрацией Волгограда в лице уполномоченного в сфере распространения наружной рекламы и размещения объектов городской наружной информации функционального структурного подразделения администрации Волгограда в соответствии с порядком, утвержденным администрацией Волгограда, в форме аукциона (пункт 3.4 "Правил распространения наружной рекламы...", утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 06.03.2013 в„– 73/2206).
Решением Волгоградской городской Думы от 27.11.2015 в„– 36/1129 утверждены новые "Правила распространения наружной рекламы и рекламы на муниципальном транспорте, на станциях скоростного трамвая на территории городского округа город-герой Волгоград" (далее - Правила распространения рекламы г. Волгограда от 27.11.2015 в„– 36/1129, вступили в силу с 05.12.2015), согласно пункту 3.19 которых установка рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Волгоградской области или муниципальной собственности Волгограда, допускается на местах, которые предусмотрены схемой размещения рекламных конструкций на территории Волгограда, утверждаемой постановлением администрации Волгограда.
МУП "Метроэлектротранс" является организацией муниципального транспорта.
Организатором аукционов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договора на размещение рекламы на муниципальном транспорте, договора на размещение рекламы на станциях скоростного трамвая и получателем денежных средств за право заключения таких договоров является комитет по рекламе администрации Волгограда (пункт 4.1 Правил распространения рекламы г. Волгограда от 27.11.2015 в„– 36/1129).
Заказчиком аукциона и уполномоченным лицом на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае если земельный участок или иное недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплены муниципальным образованием городской округ город-герой Волгоград за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, является лицо, обладающее правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество (пункт 4.3 Правил распространения рекламы г. Волгограда от 27.11.2015 в„– 36/1129).
Таким образом, оспариваемое обществом представление заместителя прокурора города Волгограда от 07.10.2015 в„– 7/33-2015 соответствует и положениям муниципальных нормативных правовых актов.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.03.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 по делу в„– А12-59658/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.В.МОСУНОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА
------------------------------------------------------------------