Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.09.2016 N Ф06-12815/2016 по делу N А55-21189/2015
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое здание, обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое здание.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что документы, представленные на государственную регистрацию, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявителем на государственную регистрацию были представлены все необходимые для совершения регистрационных действий документы; представленные документы соответствуют требованиям законодательства, действовавшего на момент ввода нежилого здания в эксплуатацию.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2016 г. в„– Ф06-12815/2016

Дело в„– А55-21189/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2016 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-21189/2015
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ОГРН 1046300581590, ИНН 6317053595) о признании незаконным отказа, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Музей "Детская картинная галерея" (ОГРН 1026300973050, ИНН 6315702452), Министерства культуры по Самарской области (ОГРН 1046300448413, ИНН 6315700600), Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (ОГРН 1156313037000, ИНН 6311159468) о признании незаконным отказа,

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным решения, выразившееся в сообщении от 29.05.2015 в„– 001/010/2015-1350 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое здание (детская картинная галерея), площадью 318,0 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Куйбышева, д. 139, литера Б, кадастровый номер 63:01:0502003:532 и об обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности нежилого здания (детская картинная галерея), площадью 318,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Куйбышева, д. 139, литера Б, кадастровый номер 63:01:0502003:532.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара "Музей "Детская картинная галерея", Министерство культуры по Самарской области, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.04.2015 Департамент обратился в Управление Росреестра за регистрацией права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание (детская картинная галерея) площадью 318,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Куйбышева, д. 139, литера Б, кадастровый номер 63:01:0502003:532.
Управление Росреестра сообщением от 29.05.2015 в„– 001/010/2015-1350 на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) отказало в государственной регистрации, указав, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В обоснование отказа регистрирующий орган указал на не представление документов о закреплении спорного объекта за муниципальным музеем "Детская картинная галерея", не соблюдение порядка реконструкции объектов культурного наследия.
Департамент, полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент надлежащим образом осуществил все требуемые от него действия и представил на государственную регистрацию все необходимые для совершения регистрационных действий документы.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Основания для государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 17, 18 Закона о регистрации. Основания для отказа в государственной регистрации прав содержатся в статье 20 указанного Закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В государственной регистрации может быть отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, прав на недвижимость и сделок с ней.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлениями администрации г. Самары от 12.12.1992 в„– 1173 и от 31.03.1993 в„– 526 "О передаче в хозяйственное ведение Муниципальной детской картинной галерее здания по ул. Куйбышева, 139", Муниципальной детской картинной галерее передано здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 139, литера Б и предоставлен в постоянное пользование фактически занимаемый ею земельный участок площадью 0,2373 га, расположенный по тому же адресу.
Названный земельный участок принадлежит на праве собственности городу Самара, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.07.2011 в„– 63-АЖ 368639.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 в„– 176 объект недвижимого имущества "Особняк Клодта" (ансамбль), расположенный по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 139, включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Согласно пояснениям представителя Министерства культуры Самарской области, данным в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, все объекты, без разбивки на Литеры, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 139, являются памятником культурного наследия.
На основании постановления от 03.04.1995 в„– 413 "О разрешении Муниципальной детской картинной галерее реконструкции зданий "А" и "Б" по ул. Куйбышева, 139", разрешения от 26.09.1995 в„– 231 Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г. Самара на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции зданий "А" и "Б", расположенных по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 139, а также разрешения от 08.01.2002 в„– 226 Департамента культуры администрации Самарской области на производство ремонтно-реставрационных работ, на памятнике истории и культуры федерального значения "Особняк Клодта", расположенном по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 139, проведены ремонтно-реставрационные работы.
В связи с окончанием реконструкции муниципальным музеем "Детская картинная галерея" зданий "А" и "Б" по улице Куйбышева, 139, распоряжением главы администрации города Самары от 21.04.2004 в„– 141-р "О назначении Государственной приемочной комиссии", назначена государственная приемочная комиссия, которой принято решение о принятии в эксплуатацию вышеуказанных объектов недвижимости, что отражено в акте государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 29.12.2004.
Акт приемочной комиссии утвержден постановлением главы города Самары от 30.12.2004 в„– 4932.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Судом первой инстанции установлено, что спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0502003:520, находящимся в муниципальной собственности.
В качестве документа подтверждающего ввод объекта в эксплуатацию на государственную регистрацию предоставлено постановление главы города Самары от 30.12.2004 в„– 4932 "Об утверждении акта государственной приемочной комиссии", согласно которому третьему лицу разрешено ввести в эксплуатацию спорный объект недвижимости.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что отсутствует акт ввода спорного объекта в эксплуатацию, в Управление Росреестра не представлены документы, предусмотренные Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 в„– 203 (далее - инструкция от 13.05.1996 в„– 203), подтверждающие соблюдение порядка проведения ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия и их приемки были предметом оценки суда, правомерно отклонены.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", документы, оформленные в соответствии с действовавшими до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиями, предусматривавшие принятие и утверждение акта о приемке в эксплуатацию, являются действительными и приравниваются к разрешениям на ввод объекта в эксплуатацию.
На момент приемки в эксплуатацию спорного объекта действовало постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 в„– 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (далее - постановление Совета Министров СССР), инструкция от 13.05.1996 в„– 203, строительные нормы и правила "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (СНиП 3.01.04-87), утвержденные постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 в„– 84.
Согласно пункту 92 инструкции от 13.05.1986 в„– 203 на недвижимых памятниках выполняются следующие виды производственно-реставрационных работ: консервация, реставрация, воссоздание, ремонт, приспособление.
Все виды работ на памятниках после их окончания принимаются под председательством полномочного представителя заказчика, с обязательным участием представителей государственного органа охраны памятников, выдавшего разрешение на их проведение, и организаций, выполнявших научно-проектные и производственные работы, а также специалистов, осуществлявших научное руководство в процессе ведения работ (пункт 97 инструкции от 13.05.1986 в„– 203).
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР прием в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом центральными органами кооперативных и других общественных организаций.
В соответствии с пунктом 4.24 СНиПа 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. Согласно пункту 4.27 СНиПа 3.01.04-87 акт государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию утверждается решением органа, назначившего комиссию.
Судами установлено, что выполнение строительно-монтажных работ и ремонтно-реставрационных работ производилось на основании разрешения Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г. Самара и Департамента культуры администрации Самарской области.
Из постановления от 03.04.1995 в„– 413 "О разрешении Муниципальной детской картинной галерее реконструкции зданий "А" и "Б" по ул. Куйбышева, 139" следует, что проектирование и строительство должно производиться в строгом соответствии с требованиями главного архитектора города и отдела по использованию историко-культурного наследия администрации города; по окончании проектирования проект подлежит представлению в отдел по использованию историко-культурного наследия администрации города.
Распоряжением главы администрации города Самары от 21.04.2004 в„– 141-р назначена государственная приемочная комиссия, в которую включен, в том числе, консультант отдела охраны недвижимых памятников истории и культуры. Акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 29.12.2004 подписан консультантом отдела охраны недвижимых памятников истории и культуры, указанный акт приемочной комиссии утвержден постановлением главы города Самары от 30.12.2004 в„– 4932.
Вышеуказанные документы приняты и оформлены в соответствии с действовавшим в тот период законодательством и удостоверяют факт выполнения реконструкции объекта.
Принимая во внимание, что спорный объект недвижимости введен в эксплуатацию в установленном законом порядке до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем акт о приемке объекта в эксплуатацию по своему содержанию приравнивается разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, являются несостоятельными доводы заявителя жалобы об отсутствии акта ввода спорного объекта в эксплуатацию, документов подтверждающих соблюдение порядка проведения ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия и их приемки.
Довод Росреестра о том, что объект недвижимого имущества не мог быть передан в хозяйственное ведение в 1993 году, поскольку был создан в 1995 году, и отсутствие документов, подтверждающих возникновение права собственности муниципального образования городской округ Самара на момент передачи указанного объекта недвижимого имущества в хозяйственное ведение, препятствует государственной регистрации права собственности муниципального образования, суд правомерно счел необоснованным, поскольку Управление Росреестра не принял во внимание, что в 1993 года муниципальному музею "Детская картинная галерея" переданы здания под литерами А и А1, а не спорный объект под литерой Б.
Кроме того, как правомерно указано судами, положения Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предусматривающие обязательную процедуру согласования с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, к спорным правоотношениям применяться не могут, поскольку восстановление спорного объекта недвижимости начато до введения в действие указанного федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Ограниченными в обороте в соответствии со статьей 50 указанного Федерального закона являются лишь объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия, объекты культурного наследия религиозного значения и жилые помещения.
Спорный объект недвижимого имущества к ограниченным в обороте объектам культурного наследия не относится. Обратного суду не представлено.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах, приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по делу в„– А55-21189/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------