Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.01.2016 N Ф06-4381/2015 по делу N А12-7290/2015
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал орган исполнительной власти субъекта РФ нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с неправомерным отказом последнего в предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не проверены полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ, не исследованы все обстоятельства дела.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2016 г. в„– Ф06-4381/2015

Дело в„– А12-7290/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Лобановой Л.А., доверенность от 27.02.2015 в„– 07-04-16/43,
третьего лица - Дворянского И.Н. (удостоверение),
в отсутствие:
ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета экономики Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2015 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу в„– А12-7290/2015
по заявлению Комитета экономики Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительным решения, третьи лица: Прокуратура Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Деметра", закрытое акционерное общество медицинское научно-производственное объединение "Движение", общество с ограниченной ответственностью "Радуга-Ф", общество с ограниченной ответственностью "Артевита",

установил:

Комитет экономики Волгоградской области (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган) от 02.12.2014 по делу в„– 14-01-15-03/380.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015, в удовлетворении заявленных комитетом требований отказано.
Министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области согласно постановлению Губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 в„– 99с было переименовано в Комитет экономики Волгоградской области.
Комитет, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об о признании недействительным решения антимонопольного органа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела в„– 14-01-15-03/380 о нарушении антимонопольного законодательства послужили поступившие в УФАС по Волгоградской области из Прокуратуры Волгоградской области материалы, указывающие на неравное положение хозяйствующих субъектов при принятии решений о субсидировании за счет средств областного и федерального бюджетов.
Антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, комитет обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных комитетом требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция приходит к следующему.
Антимонопольный орган в ходе рассмотрения материалов, представленных Прокуратурой, пришел к выводу о том, что действия министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), создают преимущество отдельному хозяйствующему субъекту ООО "Деметра", которое также осуществляет деятельность в сфере предоставления услуг (ОКВЭД 85.12 врачебная практика), обеспечивают ему более выгодные условия деятельности, что приводит к нарушению прав и законных интересов ООО "Радуга-Ф", ЗАО "Медицинское НПО "Движение", ООО "Артевита".
По результатам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24.04.2013 в„– 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Волгоградской области заключено соглашение от 19.08.2013 в„– 030-МБ-13 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - Соглашение от 19.08.2013 в„– 030-МБ-13).
Долгосрочной областной целевой программой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2013 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Волгоградской области от 20.05.2013 в„– 243-п, предусмотрено субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства (пункт 3.3 Приложения к названной Программе).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения от 13.07.2009 в„– 246-п субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках бюджетных ассигнований осуществляет главный распорядитель средств бюджета - министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области в соответствии с бюджетной росписью.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области разработан и утвержден приказом от 24.09.2012 в„– 272 "Административный регламент предоставления министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области государственной услуги по субсидированию части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.1 Административного регламента исполнителем государственной услуги является министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области; ответственными за предоставление государственной услуги являются уполномоченные должностные лица названного министерства.
Согласно пункту 3.10.2 Административного регламента на основании решения комиссии об отказе в предоставлении государственной услуги уполномоченное должностное лицо министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области готовит проект уведомления заявителя с выпиской из протокола заседания комиссии об отказе в предоставлении государственной услуги, представляет его на подпись министру или его заместителю и не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения вручает его заявителю лично либо направляет по почте.
На основании положений указанного Административного регламента суды пришли к выводу о том, что отказ в предоставлении субсидии принимается министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области на основании решения комиссии.
Решение об отказе в предоставлении субсидии ООО "Радуга", ЗАО "Медицинское НПО "Движение", ООО "Артевита" оформлено Протоколом от 18.12.2013 на бланке Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции субъектом нарушения могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации.
Судами при разрешении спора не проверен довод заявителя о том, что решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении принимает Комиссия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, а потому указание антимонопольного органа на нарушение министерством ст. 15 Закона о конкуренции неправомерно.
Материалами дела установлено, что Комиссия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области (далее - комиссия) является органом по рассмотрению вопросов, касающихся предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области (пункт 1 Положения о комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 13.07.2009 в„– 246-п).
Распоряжением Губернатора Волгоградской области от 12.10.2012 в„– 1419-р в целях реализации долгосрочной областной целевой программы и в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области в„– 246-п была образована Комиссия и утвержден ее состав, в который были включены должностные лица иных министерств Волгоградской области, в том числе Министерства финансов Волгоградской области, председатель комитета Волгоградской области по предпринимательству, малому и среднему бизнесу, заместитель главы администрации г. Волгограда, уполномоченный по правам предпринимателей при Губернаторе Волгоградской области и руководители организаций предпринимательского сообщества.
УФАС в оспариваемом решении указало, что действия Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области в лице Комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, выразившиеся в неправомерном отказе в 2013 году в предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Между тем, из материалов дела следует, что субъектам малого и среднего предпринимательства отказано в предоставлении субсидии протоколом Комиссии, образованной распоряжением Губернатора Волгоградской области.
Министерство в соответствии с Административным регламентом готовит уведомление и с выпиской из протокола заседания Комиссии направляет по почте или вручает заявителю лично.
Антимонопольный орган вменяет Министерству нарушение ст. 15 Федерального закона в„– 135-ФЗ с точки зрения принятия решения об отказе в предоставлении субсидии. Между тем судами не проверены полномочия Министерства по получению и распределению денежных средств, а также довод заявителя о правомерном применении указанной статьи.
Исходя из вышеизложенного коллегия считает, что судебные акты вынесены по неполно выясненным обстоятельствам. При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку полномочиям Министерства и доводу заявителя о правомерном применении статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты без исследования и надлежащей правовой оценки обстоятельств, имеющих существенное значение, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором следует учесть изложенное, проверить доводы сторон и дать им надлежащую оценку.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу в„– А12-7290/2015 отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Ф.Г.ГАРИПОВА


------------------------------------------------------------------