Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2016 N Ф06-14881/2016 по делу N А12-10259/2016
Требование: О признании недействительным постановления органа местного самоуправления об отказе в передаче земельного участка в собственность за плату, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что процент застройки испрашиваемого земельного участка менее минимального процента застройки в территориальной зоне.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в данном случае не соблюдена процедура предоставления данного земельного участка, кроме того, обществом не доказана необходимость предоставления указанного земельного участка для эксплуатации здания подстанции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2016 г. в„– Ф06-14881/2016

Дело в„– А12-10259/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Волга-Ресурс" - Медведенко Д.В., доверенность, Власихина Д.А., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волга-Ресурс", г. Волжский,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А12-10259/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волга-Ресурс", г. Волжский, к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский, о признании недействительным ненормативного акта, третье лицо: Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Волга-Ресурс" (далее - ООО "Волга-Ресурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 07.12.2015 в„– 8021 "Об отказе в передаче земельного участка в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Волга-Ресурс", обязании передать в собственность за плату земельный участок площадью 3190 кв. м с кадастровым номером 34:35:020108:617, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, Автодорога 6, 6ч, по стоимости, определяемой на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в орган местного самоуправления.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2016 требования удовлетворены. Суд признал недействительным постановление администрации от 07.12.2015 в„– 8021 "Об отказе в передаче земельного участка в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Волга-Ресурс", обязал администрацию передать обществу в собственность за плату земельный участок площадью 3190 кв. м с кадастровым номером 34:35:020108:617, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, Автодорога 6, 6ч, по стоимости, определяемой на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в орган местного самоуправления.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2016 отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества отказано.
Общество, обжалуя постановление апелляционного суда, в кассационной жалобе просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, считает его подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 26.08.2015 в„– 5952 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Автодорога, 6, 6ч, г. Волжский, Волгоградская область" Чернову В.Н. предварительного согласовано предоставление в собственность земельного участка площадью 3190 кв. м, кадастровый квартал 34:35:02 01 08, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, Автодорога в„– 6, 6ч, территориальная зона "П-1" - для промышленных предприятий I - III класса опасности, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание (под здание подстанции), с учетом охранных зон инженерных сетей, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
07.09.2015 земельный участок поставлен на кадастровый учет. В связи с приобретением ООО "Волга-Ресурс" у Чернова В.Н. в собственность здания подстанции (свидетельство от 21.08.2015 серия 34-АБ в„– 835742) постановлением администрации от 03.11.2015 в„– 7320 в постановление от 26.08.2015 в„– 5952 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Автодорога, 6, 6ч, г. Волжский, Волгоградская область" внесены соответствующие изменения.
09.11.2015 ООО "Волга-Ресурс" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.
Администрация постановлением от 07.12.2015 в„– 8021 отказала обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Общество, полагая постановление администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив соблюдение процедуры предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов, пришел к выводу об отсутствии у органа местного самоуправления оснований для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.Пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 4 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению, обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, приведен в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, и по результатам рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю, 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Отказывая обществу в предоставлении в собственность земельного участка, администрация указала, что процент застройки запрашиваемого земельного участка (1,6%) менее минимального процента застройки (20%) в территориальной зоне П-1, установленного Городским положением "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 15.10.2009 в„– 480-ВГД, принятым постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2009 в„– 68/4.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что коэффициенты, установленные разделом 12 Правил землепользования и застройки города Волжский, распространяют свое действие только на земельные участки, на которых будет осуществляться строительство или реконструкция. В данном случае объект недвижимости построен, собственником выполнены все требования, предусмотренные статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции признал данный вывод суда первой инстанции ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Пункт 12.1.2 Правил землепользования и застройки города Волжский, в котором указано, что предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на их территории приведены в таблице 2, не содержит указания на применение данных показателей только в отношении земельных участков, предоставленных для строительства, следовательно, требования к минимальной застройке распространяются и на земельные участки, на которых уже имеются объекты недвижимости. Поскольку процент застройки спорного земельного участка составляет 1,6%, оснований для предварительного согласования предоставления данного земельного участка у органа местного самоуправления не имелось.
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоблюдении в данном случае установленной пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка без проведения торгов. Также суд пришел к выводу о недоказанности обществом необходимости предоставления данного земельного участка для эксплуатации здания подстанции площадью 50,8 кв. м.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты. С учетом требований пункта 12.1.2 Правил землепользования и застройки города Волжский к минимальной застройке земельных участков в территориальной зоне П-1 (20%), площадь земельного участка под здание подстанции не должна превышать 325 кв. м (при площади застройки 65 кв. м).
При таких обстоятельствах, а также с учетом права суда, предусмотренного абзацем тринадцатым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации применительно к вышеназванному постановлению администрации от 26.08.2015 в„– 5952, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Фактически доводы кассационной жалобы указывают на иную оценку судом кассационной инстанции вывода апелляционного суда о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 по делу в„– А12-10259/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------