Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.06.2016 N Ф06-9178/2016 по делу N А55-12391/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Общество считало незаконным уклонение органа местного самоуправления от принятия в установленный законом срок решения по заявлению о предоставлении обществу в собственность земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку факт нарушения оспариваемым бездействием прав общества в сфере предпринимательской деятельности подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. в„– Ф06-9178/2016

Дело в„– А55-12391/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Коноплевой М.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самарана решение Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2015 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А55-12391/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Представитель", г. Самара (ОГРН 1146311004080) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Представитель" (далее - ООО "УК "Представитель", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения требований, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с привлечением третьих лиц Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (смена наименования на Департамент градостроительства городского округа Самара), Департамента управления имуществом городского округа Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), о признании незаконным бездействия, выраженного в уклонении от принятия решения о проведении аукциона с 23.02.2015 по 28.02.2015, как несоответствующего требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и к администрации городского округа Самара (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выраженного в уклонении от принятия решения о проведении аукциона, длящегося с 07.09.2015, как несоответствующего требованиям статьи 39.11 ЗК РФ, а также об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715004:6834, площадью 99 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, пр. Кирова, 224, для размещения танцзала без устройства фундамента; установить 15-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016, заявленные Обществом требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения по рассмотрению заявления Общества в предусмотренный статьей 39.11 ЗК РФ срок и обязал Администрацию по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем рассмотрения заявления Общества о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715004:6834 площадью 99 кв. м для размещения танцзала без устройства фундамента, расположенного по адресу: г. Самара, пр. Кирова, 224, и принятия решения в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 39.11 ЗК РФ, а в остальной части в удовлетворении требовании отказал.
Департамент градостроительства городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.02.2015 Общество в порядке статьи 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, 224, площадью 99 кв. м, для размещения танцзала без устройства фундамента (л.д. 23), к которому приложило следующие документы: кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715004:6834; сведения из Управления Росреестра по Самарской области о правах на испрашиваемый земельный участок по состоянию на 1992 - 1998 г. в„– 1029 от 05.02.2015 (л.д. 24 - 27).
Считая бездействие Министерства в период с 23.02.2015 по 28.02.2015 и Администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения о проведении аукциона, незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 5 статьи 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 в„– 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии пунктами 2.1, 2.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении в„– 2 к настоящему порядку.
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 в„– 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городском округе Самара осуществляются органами местного самоуправления.
Судами установлено, что поскольку в связи с принятыми изменениями в Земельном кодексе Российской Федерации (глава V.I ЗК РФ), Законом Самарской области "О земле" с 01.03.2015 полномочия по предоставлению земельных участков на территории г. Самары осуществляют органы местного самоуправления г.о. Самара, Министерство 07.07.2015 по Акту приема-передачи передало Администрации 820 пакетов документов, в том числе и пакет документов в„– 12-1/0229/15 по заявлению общества (л.д. 45 - 49), который принят Администрацией, что подтверждается входящим штампом Администрации вх. в„– 32783 от 07.07.2015 (л.д. 45).
Таким образом, принимая во внимание, что с 01.03.2015 Министерство не имело полномочий по принятию решения о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715004:6834, государственная собственность на который не разграничена, суды пришли к правильному выводу, что на дату обращения в суд - 22.05.2015, бездействие Министерства отсутствовало, и что признание незаконным бездействия в рассматриваемой ситуации не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя, в связи с чем признали требование Общества о признании незаконным бездействия Министерства, выраженного в уклонении от принятия решения о проведении аукциона в период с 23.02.2015 по 28.02.2015, как несоответствующего требованиям статьи 34 ЗК РФ, не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 39.11 ЗК РФ проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем 2 месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований, в связи с чем суд первой инстанции правомерно посчитал, что ЗК РФ предусматривает конкретный срок для рассмотрения заявления и принятия решения о проведении аукциона или об отказе в его проведении.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь вышеприведенной нормой права, установив, что в срок до 07.09.2015 решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715004:6834, площадью 99 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, пр. Кирова, 224, для размещения танцзала без устройства фундамента либо об отказе в проведении аукциона при наличии предусмотренных законом оснований Администрацией не было принято, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в период с 07.07.2015 по 07.09.2015 Администрацией допущено незаконное бездействие.
При этом судами установлено, что заявленный вид разрешенного использования земельного участка соответствует Правилам застройки и землепользования, утвержденным постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 в„– 61, испрашиваемый заявителем земельный участок не относится к территории общего пользования, доказательства того, что испрашиваемый земельный участок входит в границы каких-либо охранных зон, в материалах дела также отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя довод Департамента градостроительства о том, что в связи с направлением необходимых запросов, срок рассмотрения заявления не пропущен, обоснованно указал, что сам по себе факт направления уполномоченным органом необходимых запросов, а также неполучение ответов на запросы, не может служить основанием для нарушения срока принятия решения о проведении аукциона или об отказе в его проведении.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения по рассмотрению заявления Общества в предусмотренный статьей 39.11 ЗК РФ срок, не соответствует требования статьи 39.11 ЗК РФ и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу статьи 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Учитывая, что заявление Общества по существу рассмотрено не было, суды в порядке восстановления нарушенного права, руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, правильно возложили на Администрацию обязанность по рассмотрению заявления ООО "УК "Представитель" о предоставлении земельного участка с принятием по его результатам мотивированного решения в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ, существо решения по итогам рассмотрения которого суд не предопределял.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу в„– А55-12391/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
М.В.КОНОПЛЕВА


------------------------------------------------------------------