По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2016 N Ф06-5459/2016 по делу N А57-3166/2015
Требование: О признании незаконным постановления уполномоченного органа об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь земельного участка, необходимого для размещения автомобильной стоянки.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и повторное утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не требовалось, не дана оценка всем обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. в„– Ф06-5459/2016
Дело в„– А57-3166/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Еременко Д.В. (доверенность от 21.10.2015),
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоинструмент-сервис"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу в„– А57-3166/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоинструмент-сервис", г. Саратов (ОГРН 1136454000935, ИНН 6454130788) к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Комитету по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004), закрытому акционерному обществу "НЕСК" (ОГРН 1026402202683, ИНН 6450050877) о признании незаконным постановления, об обязании,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автоинструмент-сервис" (далее - ООО "Автоинструмент-сервис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по управлению имуществом города Саратова, Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", закрытому акционерному обществу "НЕСК" (далее - ЗАО "НЕСК") о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.11.2014 в„– 3730 "Об отказе ООО "Автоинструмент-сервис" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе для целей, не связанных со строительством", об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов", в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда, предоставить ООО "Автоинструмент-сервис" в аренду сроком на сорок девять лет земельный участок общей площадью 8400 кв. м с кадастровым номером 64:48:040405:95 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Топольчанская, б/н в Ленинском районе, для целей, не связанных со строительством - для размещения автомобильной стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей при их вместимости менее 300 машиномест.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.09.2015 заявленные ООО "Автоинструмент-сервис" требования удовлетворены в полном объеме. Признано недействительным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.11.2014 в„– 3730 "Об отказе ООО "Автоинструмент-сервис" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе для целей, не связанных со строительством". На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда, предоставить ООО "Автоинструмент-сервис" в аренду сроком на сорок девять лет земельный участок общей площадью 8400 кв. м с кадастровым номером 64:48:040405:95 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Топольчанская, б/н в Ленинском районе, для целей, не связанных со строительством - для размещения автомобильной стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей при их вместимости менее 300 машиномест.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2015, решение отменено в части признания недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.11.2014 в„– 3730 "Об отказе ООО "Автоинструмент-сервис" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе для целей, не связанных со строительством" и обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда, предоставить ООО "Автоинструмент-сервис" в аренду сроком на сорок девять лет земельный участок общей площадью 8400 кв. м с кадастровым номером 64:48:040405:95 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Топольчанская, б/н в Ленинском районе, для целей, не связанных со строительством - для размещения автомобильной стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей при их вместимости менее 300 машиномест. В удовлетворении заявления ООО "Автоинструмент-сервис" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Автоинструмент-сервис" просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.10.2014 в администрацию муниципального образования "Город Саратов" ООО "Автоинструмент-сервис" подано заявление о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 8400 кв. м, кадастровый номер 64:48:040405:95, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Топольчанская, б/н, с испрашиваемым видом использования - для размещения автостоянки.
Постановлением администрации от 24.11.2014 в„– 3730 ООО "Автоинструмент-сервис" отказано в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка общей площадью 8400 кв. м, кадастровый номер 64:48:040405:95, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Топольчанская, б/н, в связи с тем, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь земельного участка, необходимого для размещения автомобильной стоянки для размещения автомобильной стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей до 300 машиномест, поскольку размер земельных участков наземных стоянок легковых автомобилей следует принимать 25 кв. м на одно машиноместо.
Не согласившись с постановлением от 24.11.2014 в„– 3730 "Об отказе ООО "Автоинструмент-сервис" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе для целей, не связанных со строительством" ООО "Автоинструмент-сервис" обратилось в Арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, мотивировал тем, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен в аренду обществу для целей, не связанных со строительством - для размещения автомобильной стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей при их вместимости менее 300 машиномест, поскольку с учетом выводов экспертного заключения, пришел к выводу, что площадь испрашиваемого земельного участка (8400 кв. м) не противоречит действующим техническим регламентам СПи2.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* и СП 113.13330.2012 "Стоянки автомобилей". Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* и заявителем технически обосновано расположение 293 машиноместа.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что после 01.03.2015 земельный участок не может быть предоставлен в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Так как с принятием Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ) с 01.03.2015 статьи 34 - 38 ЗК РФ утратили силу.
С 01.03.2015 изменился порядок предоставления земельных участков в аренду, случаи, при которых допускается заключение договора аренды без проведения торгов, предусмотрены статьей 39.6 ЗК РФ, порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды предусмотрен статьей 39.11 ЗК РФ.
По состоянию на 01.03.2015 схема расположения земельного участка с кадастровым номером 64:48:040405:95 ООО "Автоинструмент-сервис" на кадастровом плане территории не утверждена. В материалы дела представлено кадастровое дело объекта недвижимости 64:48:040405:95, из которого следует, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в кадастровом квартале 64:48:0404405, адресный ориентир: г. Саратов, ул. Топольчанская б/н, Ленинский р/н, цель предоставления земельного участка: для размещения автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта от 100 до 300 машиномест, утверждена администрацией муниципального образования "Город Саратов" в мае 2012 Чигарковой Наталье Федоровне, заказчиком кадастровых работ на основании межевого плана также является Чигаркова Н.Ф.
Суд апелляционной инстанции, указывая на положения пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ, сделал вывод об отсутствии у администрации оснований для продолжения соблюдения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 34 ЗК РФ.
Между тем, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Указанный этап является необходимым, когда испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
Как установлено судом апелляционной инстанции спорный земельный участок стоит на кадастровом учете и схема утверждена Чигарковой Наталье Федоровне, заказчиком кадастровых работ на основании межевого плана также является Чигаркова Н.Ф.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя обжалованные судебные акты, исходит из следующего.
В силу статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Предоставление земельных участков в соответствии со статьей 34 ЗК РФ осуществляется путем рассмотрения заявок всех претендентов, которые выявляются органом местного самоуправления путем заблаговременной публикации информации о передаваемом земельном участке. При этом порядок предоставления земельного участка определяется органом местного самоуправления по итогам опубликования информации и в случае наличия двух или более претендентов предоставляется по результатам торгов.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка. Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа. Отсутствие схемы расположения земельного участка препятствует осуществлению кадастрового учета земельного участка и получению в дальнейшем решения о предоставлении земельного участка или отказе в его предоставлении.
Положения статьи 34 ЗК РФ, согласно которой органы местного самоуправления и государственной власти обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для достижения указанных целей на уполномоченные органы возложены обязанности принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, а также обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявление в уполномоченный орган публичной власти, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2, 3 статьи 34 ЗК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции не учел, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера и повторное утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не требовалось. Таким образом предусмотренная статьей 34 ЗК РФ процедура выбора земельного участка не распространяется на случаи обращения заинтересованного лица по вопросу предоставления уже сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка, поэтому отказ апелляционного суда по мотиву отсутствия утвержденной схемы необоснован.
Статьей 34 ЗК РФ (в редакции действовавшей до 01.03.2015) был определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 1 указанной статьи установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Таким образом, после 01.03.2015 земельный участок может быть предоставлен в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, с учетом соблюдения положений предусмотренных Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ.
При указанных обстоятельствах отказ администрации муниципального образования Саратовской области в предоставлении земельного участка нарушает установленное абзацем 1 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ право заявителя на рассмотрение его заявки, поступившей до определенного указанными процедурами срока.
Следует отметить, что вышеуказанные выводы не предопределяют вопрос предоставления земельного участка обществу, а лишь указывают на необходимость соблюдения всех процедур предоставления земельного участка, предусмотренных статьей 34 ЗК РФ.
В апелляционной жалобе администрации указывается на факт предоставления администрацией 27.02.2015 спорного земельного участка в аренду иному лицу - Зреловой Л.Г.
При этом подавая заявление 20.02.2015 в суд по настоящему делу общество просило принять срочные временные меры, направленные на обеспечение его имущественных интересов (обеспечительные меры) в виде запрета администрации распоряжаться и осуществлять любые действия с земельным участком с кадастровым номером 64:48:040405:95 и запретить Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области) осуществлять регистрационные действия с этим участком.
Определением от 24.02.2015 требование о принятии обеспечительных мер судом удовлетворено. Суд запретил администрации распоряжаться и осуществлять любые действия с земельным участком с кадастровым номером 64:48:040405:95 и запретил Управлению Росреестра по Саратовской области осуществлять регистрационные действия с этим участком.
28 октября 2015 года ООО "Автоинструмент-сервис" подало в Арбитражный суд заявления о признании незаконным постановления администрации от 27.02.2015 в„– 746 "О предоставлении Зреловой Л.Г. в аренду земельного участка в Ленинском районе для целей не связанных со строительством", применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании ограничения (обременения) отсутствующим. Данные заявления были приняты арбитражным судом Саратовской области с присвоением делам в„– 57-25679/2015, А57-28937/2015.
23 ноября 2015 года ООО "Автоинструмент-сервис" заявило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в силу судебного акта по делу в„– А57-25679/2015, в удовлетворении которого судом было отказано.
Между тем, как следует из материалов дела, вышеуказанные обстоятельства не были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, и не давалась оценка в судебных актах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Перечисленные выше нарушения норм процессуального права о порядке определения юридически значимых для дела обстоятельств, исследования и оценки доказательств являются существенными, ввиду того, что могли как по отдельности, так и в совокупности привести к неправильному установлению фактических обстоятельств и разрешению спора.
Согласно положениям части 2 статьи 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2015 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области, при котором суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, проверить доводы лиц, участвующих в деле, дать им оценку с учетом доводов сторон и всей совокупности представленных по делу доказательств. Рекомендовать суду приостановить производство по настоящему делу до разрешения спора по делу в„– А57-25679/2015.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2015 по делу в„– А57-3166/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
------------------------------------------------------------------